Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.
Качество методической деятельности зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Назовем следующие объекты прогнозирования:
социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
последствия конкретных управленческих решений;
результативность опытно-экспериментальной работы.
Однако следует отметить, что прогностические изыскания в практике работы образовательных учреждений находятся пока еще на стадии становления. Педагогическая практика нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность самой процессуальной стороны разработки прогнозов, а также ведущие методы и приемы получения опережающей информации о состоянии образовательного учреждения как системы.
Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования.
Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения (И.И. Буева). Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).
Планирование методической деятельности учреждения дополнительного образования детей помогает целенаправленно решать задачи, поставленные перед педагогическим коллективом, добиваться намеченных целей в организации методической деятельности
План представляет собой модель содержания деятельности участников образовательного процесса, направленную на достижение намеченных целей. Разработать план — значит определить основные направления, виды и формы деятельности по достижению поставленной цели.
План, как правило, состоит из трех частей:
анализа итогов работы;
целей и задач на новый период;
системы мероприятий по достижению намеченных целей.
При разработке плана методической деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;
учет уровня и состояния методической службы учреждения;
выбор путей и средств деятельности.
При составлении плана методической деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими основополагающие идеи и определяющими характер деятельности учреждения:
принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);
принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
I этап — анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем (неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок. Цель раскладывается на конкретные задачи — конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
Это интересно:
Преподавание ОБЖ В МОУ СОШ №10 ст. Придорожной Каневского района и его роль
в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности
В МОУ СОШ №!0 предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподаётся с момента его введения в школьную программу. В настоящее время обучение данному предмету ведётся двумя преподавателями – автором предлагаемой квалификационной работы, директором СОШ №10 и Шмигельским Виталием Владимировичем – ...
Понятие речи. Методы развития речи
По мнению М.Р. Львова, «Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей». Речь – основа всякой умственной д ...
Организация занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста
Согласно рассматриваемой ранее учебной программы «Дитина» Занятие трактуется как это особая форма педагогического процесса, наиболее эффективный вид обучения, направленного на приобретение детьми знаний, умений и навыков. Занятия способствуют активизации высших психических процессов и пробуждают са ...