Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Диаграмма №11. Трудности, возникающие в воспитании детей
Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что с одной стороны, социальная ситуация в многодетных семьях неблагоприятна для семейного воспитания: родители, несмотря на то, что в семье много детей, жалуются на отсутствие педагогического опыта и соответствующих знаний, главные трудности – это отсутствие времени и материальных средств.
Анализируя особенности семейного воспитания детей из многодетных семей, были достаточно подробно рассмотрены стили семейного воспитания, причины конфликтов, стратегии поведения в конфликтах, воспитательные установки, цели, трудности. В целом полученные материалы позволяют сделать вывод о сохранении ориентации родителей на традиционную модель семьи.
Далее мы более подробно исследовали обстановку в неблагополучных семьях (в которых воспитываются 16 детей). Были проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствует целям обследования и отражает возможность доказательства или опровержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и психофизиологического состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а также методики являются высоковалидными и надежными.
Рисунок семьи. Цель: изучить детско-родительских взаимоотношений; определить ведущие паттерны поведения каждого из членов семьи; выявить уровень развития интеллекта. Данная методика использовалась для детей младшего возраста, т.к. проективная методика наиболее интересна и дает обширные диагностические сведения.
Семейная социограмма. Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Эту методику мы предложили подросткам, т.к. они владеют достаточным уровнем ассоциативного мышления для составления схематичного изображения семейных взаимоотношений.
В результате, анализируя «Рисунок семьи», мы получили следующие данные:
50% детей испытывают дефицит общения в семье
23% детей ощущают себя отверженными и ненужными
7% детей включают в состав семьи посторонних людей
10% не имеют никаких отношений в семье
10% выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных
Результаты интерпретации семейной социограммы:
50% детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье
27% общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи
20% выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.
3% детей обладают низкой самооценкой в семье и не принимаются остальными членами семьи.
Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования – изучение типов воспитания в семьях с использованием опросника для родителей «Анализ семейных взаимоотношений».
Цель: определить различные нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания; установить некоторые психологические причины этих нарушений.
В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:
В опрошенных семьях присутствуют самые различные типы воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция – 15%
- Жестокое обращение – 5%
- Гиперпротекция – 10%
- Неустойчивый стиль воспитания – 10%
Это интересно:
Эксперимент по выявлению эффективности интерактивного метода на уроке
русского языка в 4 классе
Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 кла ...
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать. Но и ...
Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов
Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей целого ряда социальных и гуманитарных наук. Количественный рост числа тех среди них, которые занимались изучением образования, был пропорционален актуализации ...