Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Характеристика общепедагогических методов воспитания. Использование общих методов с целью музыкального воспитания

Педагогика и воспитание » Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника » Характеристика общепедагогических методов воспитания. Использование общих методов с целью музыкального воспитания

Страница 1

Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.

Антон Семенович Макаренко называл методы воспитания инструментом прикосновения к личности и призывал пользоваться им очень осторожно. Он предупреждал учителей не испытывать методы без проверки на практике, не предпочитать один метод другому, не использовать один метод в отрыве от другого.

Для удобства изучения метода воспитания и использования их в практической работе с детьми все методы условно объединены в несколько групп, т.е. классифицированы. Современной педагогике известны десятки классификаций методов воспитания. Рассмотрим две наиболее распространенные.

Классификация методов воспитания по характеру их главной функции. Автор Баранов С.П.

1. Метод формирования общественного сознания: рассказ, беседа, диспут, пример;

2. Метод формирования общественного поведения: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

3. Метод стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание;

4. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Классификация методов воспитания по характеру деятельности учащихся. Автор Марьенко И.С.

1. Объяснительно-репродуктивные методы воспитания: рассказ, объяснение, пример.

2. Проблемно-ситуационные методы воспитания: эврическая беседа, диспут, создание воспитывающих ситуаций.

3. Метод приучения: упражнение, требование.

4. Метод стимулирования: соревнование, поощрение.

5. Метод торможения неправильная деятельность: все виды наказания.

6. Метод самовоспитания: самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Всякая классификация условна, т.к. функции методов разнообразны. Например, такой метод воспитания, как требование можно отнести и к методу формирования общественного поведения и к методам стимулирования деятельности и поведения.

Проанализируем методы воспитания в соответствии с классификацией Баранова С.П.

Методы формирования общественного сознания личности.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие название методов формирования общественного сознания личности. Методы этой группы помогают школьнику понять свои скрытые желания, уразуметь, чего он действительно хочет, и ответить на вопрос: как можно достичь желаемого?

Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.

Пример — это способ формирования определенного отношения к явлению, действующего на основе какого либо образца — родителей, воспитателей, друзей, героев книг, фильмов и т.д.

«Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Школьники, в основном, подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление.

Использование примеров в качестве методики воспитания эффективно при следующих условиях:

- в качестве примера избирается человек пользующийся авторитетом у воспитанников;

- пример приводится человеком, который сам обладает качеством, приводимым в пример;

- воспитанникам должна быть понятна сущность нравственного образца, который ставится в пример;

- приводимый пример должен быть приемлемым в сегодняшней жизни детей;

- как можно чаще использовать положительные примеры близких воспитаннику людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Психолого-педагогические и методические аспекты формирования понятийного аппарата школьников
Вопрос о развитии научных понятий в школьном курсе, прежде всего практический вопрос, с точки зрения задач, стоящих перед школой в связи с обучением ребенка системе научных знаний. Не менее велико и теоретическое значение вопроса, поскольку исследование развития научных, т.е. подлинных, несомненных ...

Основы юридических отношений между родителями и детьми
В семейном праве важное место занимает регламентация отношений между родителями и детьми. Общественные и правовые отношения, возникают между родителями и детьми (например: усыновление, попечительство, опекунство над несо-вершеннолетними детьми), включают в себя широкий круг общественных отношений. ...

Формирование ценностно-ориентированной компетенции учащихся с целью воспитания поликультурной личности
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель – жить лучше, чтобы будущее наших де ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru