Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, важными задачами нравственного воспитания детей, по мнению К.Н. Вентцеля, следует считать развитие способности к самостоятельному систематическому критическому исследованию целей жизни, стремления к активному восприятию мира. В связи с развитием свободной творческой нравственности, полагал педагог, для всех без исключения людей имеет значение вопрос о нравственном самовоспитании.
К.Н. Вентцель считал, что если человек хочет выработать в себе нравственность, то он должен жить и действовать как нравственная личность, т.к. возникшее у человека желание выработать в себе нравственность уже свидетельствует о том, что он живет, думает и чувствует нравственно. Таким образом, согласно идеям педагога, создание и поддержание благоприятной окружающей среды, побуждающей ребенка к самостоятельной нравственной деятельности, обеспечивающей целостное восприятие своей жизни каждым ребенком, развивающей стремление к самоанализу, предполагает постоянное нравственное самосовершенствование воспитателей, родителей, других окружающих ребенка людей.
Изучение и анализ педагогического наследия ученого дали возможность определить принципы и методы его теории воспитания.
Принцип свободы
Основной проблемой современной педагогики К.Н. Вентцель считал "освобождение ребенка для творческой работы". Господствующая в его время система воспитания, основывалась на принципе авторитета - необходимости безоговорочного подчинения определенным установкам во всех областях человеческой жизни. Не считая авторитет необходимым условием общественной жизни, педагог высказывался за возможность построения новой системы воспитания, основанной на совершенно ином принципе, - принципе свободы. Педагог выделял отрицательный и положительный идеал свободы, определяя первый, как независимость воли человека от всякого влияния внешнего мира, а второй как высшую степень возможной самостоятельности, самобытности человека, возможно большую полноту человеческой жизни, действия, деятельности. Свободным можно считать человека, который стремится к исполнению своей воли, а не к подчинению ее чужой. Поэтому, истинному педагогу следует воспринимать ребенка как равного себе в возможностях развития индивидуальной личности, стараться не противодействовать свободным проявлениям ребенка, а поощрять таковые. При этом необходимо стремиться к тому, отмечал К.Н. Вентцель, чтобы у детей не возникало желания совершать поступки, явно не требующие противодействия со стороны воспитателя и чтобы они как можно раньше научились сдерживать свои страсти и аффекты, усмирять случайные и мимолетные влечения ради более значимых.
Эти положения К.Н. Вентцеля позволили выделить в его теории принцип свободы: свободное соединение воспитателя и воспитанника на равных началах является необходимым условием для выявления и развития индивидуальности ребенка, способствует плодотворному осуществлению педагогического процесса.
Актуальное мнение Константина Николаевича о трех основных задачах, которые предстоит решать каждому мыслящему человеку: освобождение ребенка, освобождение самого себя и общества (под освобождением понималось осознание самоценности личности, развитие ее самобытности, способности к сознательному творческому производительному труду на благо общества и способности к творческому взаимодействию с окружающими людьми). Эти задачи взаимозависимы и могут быть разрешены только одновременно. Успешному разрешению указанных задач, по мнению великого педагога, может способствовать провозглашение "Декларации прав ребенка", которая была им опубликована в 1918 году.
Принцип гармонии целей
По мнению Константина Николаевича Вентцеля, естественная эволюция жизни ведет к гармоничному синтезу возрастающей степени сознания с прогрессирующим ростом "бессознательной органической солидарности", т.е., существует непрерывный прогрессирующий синтез возрастающих в своей степени и широте процессов индивидуализации жизни с процессами ее обобществления, утверждающий реальность не отдельной обособленной личности, не общества, независимого от составляющих его индивидуумов, а кооперации отдельной личности с миром и человечеством.
Это интересно:
Сказочная психотерапия
Группа разбивается на подгруппы по четыре-пять человек. Ведущий предлагает зачин одной из сказок. Он просит участников представить, что эту сказку сочинил клиент, пришедший к ним за психологической помощью, и подчеркивает, что в сказке в метафорической форме отражена проблема клиента. Участники дол ...
Проект "Использование компьютерных презентаций на уроках
литературы в 12-м классе" по теме "Поэзия серебряного века"
1. Преамбула. Что-то нужно менять! Доклады и сообщения являются широко распространенными видами “устного народного творчества" учащихся cтарших классов на уроке литературы. Школьники выступают с докладами при изучении обзорных тем, на уроках, посвященных биографии писателя, при анализе художес ...
Проговаривание как прием формирования
орфографической зоркости
Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проворить слово орфографически, побуквенно ...