Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля

Педагогика и воспитание » Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике » Сущность и основные положения теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля

Страница 1

Теория К.Н. Вентцеля самобытна и оригинальна. Несомненным ее достоинством является серьезная разработка этико-философских оснований, в частности, рассмотрение вопросов о нравственности. Для выявления гуманистической сущности теории воспитания К.Н. Вентцеля представляется целесообразным провести анализ ряда этико-философских положений педагога.

Нравственность, по определению К.Н. Вентцеля - это "сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире". В его понимании, жизнь отдельной личности можно рассмотреть как совокупность тех или иных целей. Чем в большей степени эти цели ведут к увеличению общей суммы и напряженности жизни в мире, т.е. способствуют гармоничному структурному и количественному расширению процессов индивидуализации и обобществления жизни, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный характер. Педагог утверждал: "Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными целями человеческой жизни". Что же нужно для того, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению такой гармонии, т.е. осуществить нравственное воспитание? По моему мнению, ответ на этот вопрос дают следующие идеи К.Н. Вентцеля:

В соответствии с делением психических явлений на ум, чувство и волю, нравственные явления можно разделить на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Нравственное воспитание ребенка предполагает развитие этих трех составляющих нравственных явлений;

Интеллектуальные нравственные явления обуславливают задачу выработки запаса нравственных идей и понятий, позволяющих каждому человеку сформировать нравственный идеал. Все процессы интеллектуального развития делятся на процессы восприятия, памяти и творчества. Творчество - это высшая духовная способность, для которой память и восприятие дают материал. Из этого не следует, что творчество надо развивать более памяти или восприятия; Развитие этих трех составляющих должно быть гармоничным, требует уединения и сосредоточенности, стремления к самопознанию и самоанализу;

Эмоциональные нравственные явления предполагают выработку в себе определенного нравственного восприятия. Нравственное восприятие нельзя выработать непосредственно. Но, если совершать те действия, в которых эти чувства выражаются, то, в результате, с высокой вероятностью можно достичь их реального переживания. Для развития нравственного восприятия необходимо общаться с высоконравственными людьми, анализировать нравственные идеалы, созданные человечеством за его многовековую историю;

Воля - наиболее основная и существенная функция психики, и в гармоническом сочетании психических процессов, ум и чувство должны быть подчинены воле. Но, развитие нравственной воли связано с интенсивной общественной жизнью, направленной на самые высокие нравственные цели. В этом смысле, нравственное воспитание должно развивать в ребенке волю, как деятельность по постановке целей. К.Н. Вентцель считал, что для развития воли надо использовать все возможности, чтобы побудить ребенка действовать согласно им самим поставленной цели и им самим выбранными средствами. При этом цель должна быть практически достижимой, т.к. в обратном случае, постоянное чувство поражения может подавить желание действовать.

По мнению К.Н. Вентцеля, в целях развития способности к правильному восприятию окружающего, для ребенка было бы полезным формулировать и записывать свои мысли об окружающем его мире. Взрослому придется отчасти подталкивать ребенка к тому, чтобы он обращал внимание на характерные черты жизни, но, главная задача воспитателя при этом, - заботиться о действительной содержательности жизни человека, осознавая ценность соответствующих возрасту детей видов их деятельности. Воспитателям и учителям обязательно следует обращать внимание детей на то, много или мало было сделано в течение дня, воспитывая в них привычку чувствовать страдание при мысли о бесплодно проведенном времени. Для этого было бы полезно перед началом дня намечать с детьми его предположительную программу. Если она не содержит неосуществимых целей и выполняется, то ребенок научится планировать свое время и находить в этом удовольствие. План жизни только тогда играет положительную роль, когда подвергается постоянным исправлениям, в соответствии с развитием человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрии относят к тяжёлым речевым расстройствам, при которых страдает не только произношение, но и темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание. Дизартрии связаны с по ...

Современный аспект проблемы
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках: 1) быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения; 2) дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной ...

Анализ проведенных учебно-воспитательных мероприятий
Определи, в какой из частей биосферы живет большинство животных и растет большинство растений. Для этого покажи стрелкой, где они живут. После этого посчитай и подведи итог Подпиши названия оболочек Земли, в которых мы чаще всего встречаем изображённых животных. Какую оболочку называют живой? В как ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru