Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

Педагогика и воспитание » Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

В наше время особенно ощутим стал разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Наблюдаемый в большинстве развитых стран рост преступности, жестокости, вандализма, угроза экологических и социальных катаклизмов представляют собой в настоящее время большую угрозу для судеб человечества, для сохранения цивилизации на нашей планете.

Необходимость переосмысления действительности, перехода к иному, качественно новому уровню отношений между государствами, народами, политическими объединениями, объединениями между людьми, нового подхода к решению общественных проблем становится объективной потребностью нашего времени.

Развитие российской педагогической практики в настоящее время во многом определяет понимание воспитания как одновременно общественно-исторической необходимости и феномена самопроявления, самораскрытия индивидуальности, процесса и результата самостоятельного, отвечающего за последствия свободного выбора.

Возрастание социальной ценности стремящейся к постоянному самосовершенствованию личности, осознающей и умело использующей свой творческий потенциал, требует изменений в системе воспитательной работы образовательных учреждений в гуманистическом направлении. Этот процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием, одной из интереснейших составляющих которого является теория свободного воспитания Константина Николаевича Вентцеля. Актуальные на современном этапе развития педагогической науки гуманистические идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности возможно более широкого развития индивидуальных качеств каждого конкретного человека выдвигались педагогом еще в конце прошлого века.

Педагогические воззрения К.Н. Вентцеля как теоретика свободного воспитания сложились в конце XIX-начале XX века. Характеристика развития отечественной педагогики указанного исторического периода представлена в трудах Б.М. Бим-Бада, М.В. Боруславского, М.И. Демока и др. Эти исследователи называют в качестве истоков свободного воспитания в России социальные и общественные условия, национальные особенности, индивидуальное самовыражение мыслителей, общегуманистическую педагогическую традицию.

Выступая за воспитание духовно-свободной личности, К.Н. Вентцель считал достойным человеческого общества развитие просвещения посредством гуманно-демократических эволюционных преобразований системы образования и воспитания к свободе и творчеству, опираясь на новейшие достижения различных наук о человеке. К.Н. Вентцель выступал против политизации школы, за автономию педагогического процесса, духовное раскрепощение людей, отказ от насилия над личностью. Таким образом, К.Н. Вентцель принадлежит к той категории отечественных педагогов, роль которых до начала 90-х годов XX века по идеологическим соображениям недооценивалась.

Общественная и научная деятельность К.Н. Вентцеля была посвящена развитию и популяризации теории свободного воспитания. Одно из центральных мест в теории К.Н. Вентцеля занимает гуманистическое положение о необходимости предоставления ребенку возможности свободно и самостоятельно формировать свою нравственность и религиозность, двигаясь по пути поиска гармонии между целями своей жизни, усваивая из современной культуры то, что сообразно его индивидуальности.

К.Н. Вентцель утверждал идеал воспитания, позволяющий ребенку во взаимодействии со взрослыми разобраться в объективных законах существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды через свободное творческое осознание самого себя, своих интересов, возможностей и целей.

Актуальность взглядов К.Н. Вентцеля с точки зрения современности, несомненна, т.к. существуют определенные противоречия между опытом применения новых подходов в воспитании и имеющимся отечественным педагогическим опытом. С учетом данных противоречий была выбрана тема исследования.

Объектом исследования является педагогическое наследие теоретика и практика свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Предметом исследования является использование идей свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике.

Цель исследования: научно обосновать значимость теоретической модели образовательного учреждения "Дом Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля как перспективного ориентира обновления современной педагогической действительности.

Задачи исследования:

Проанализировать педагогическое наследие К.Н. Вентцеля;

Изучить сущность и основные положение теории свободного воспитания;

Изучить модель образовательного учреждения К.Н. Вентцеля и научно обосновать актуальность и значимость данной теоретической модели для современной педагогической действительности;

Провести сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания;

Показать целесообразность использования теоретической модели образовательного учреждения К.Н. Вентцеля в профессиональной подготовке будущих педагогов;

Показать возможность применения идей К.Н. Вентцеля в современной практике;

Методы педагогического исследования:

Работа с литературой;

Анкетирование;

Беседа.

Это интересно:

Требования к обязательному уровню усвоения содержания обучения
Тема: «Начальные геометрические сведения» Ученик должен знать: понятия отрезка, луча, угла; определение биссектрисы угла; определение и свойство смежных углов; определение и свойство вертикальных углов; определение перпендикулярных прямых. Ученик должен уметь: находить среди углов, обозначенных на ...

Опытно-экспериментальная работа по обучению первоклассников чтению и письму через использование моделей
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня ориентации ребенка в системе языковых единиц. Задачи: оценить, насколько эффективной была работа со схемой слова; выявить, сложилась ли у детей ориентация на его звуковую структуру; измерить рефлексивность действий с языковым матери ...

Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru