Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

Педагогика и воспитание » Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

В наше время особенно ощутим стал разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Наблюдаемый в большинстве развитых стран рост преступности, жестокости, вандализма, угроза экологических и социальных катаклизмов представляют собой в настоящее время большую угрозу для судеб человечества, для сохранения цивилизации на нашей планете.

Необходимость переосмысления действительности, перехода к иному, качественно новому уровню отношений между государствами, народами, политическими объединениями, объединениями между людьми, нового подхода к решению общественных проблем становится объективной потребностью нашего времени.

Развитие российской педагогической практики в настоящее время во многом определяет понимание воспитания как одновременно общественно-исторической необходимости и феномена самопроявления, самораскрытия индивидуальности, процесса и результата самостоятельного, отвечающего за последствия свободного выбора.

Возрастание социальной ценности стремящейся к постоянному самосовершенствованию личности, осознающей и умело использующей свой творческий потенциал, требует изменений в системе воспитательной работы образовательных учреждений в гуманистическом направлении. Этот процесс находится в преемственной связи с мировым и отечественным педагогическим наследием, одной из интереснейших составляющих которого является теория свободного воспитания Константина Николаевича Вентцеля. Актуальные на современном этапе развития педагогической науки гуманистические идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности возможно более широкого развития индивидуальных качеств каждого конкретного человека выдвигались педагогом еще в конце прошлого века.

Педагогические воззрения К.Н. Вентцеля как теоретика свободного воспитания сложились в конце XIX-начале XX века. Характеристика развития отечественной педагогики указанного исторического периода представлена в трудах Б.М. Бим-Бада, М.В. Боруславского, М.И. Демока и др. Эти исследователи называют в качестве истоков свободного воспитания в России социальные и общественные условия, национальные особенности, индивидуальное самовыражение мыслителей, общегуманистическую педагогическую традицию.

Выступая за воспитание духовно-свободной личности, К.Н. Вентцель считал достойным человеческого общества развитие просвещения посредством гуманно-демократических эволюционных преобразований системы образования и воспитания к свободе и творчеству, опираясь на новейшие достижения различных наук о человеке. К.Н. Вентцель выступал против политизации школы, за автономию педагогического процесса, духовное раскрепощение людей, отказ от насилия над личностью. Таким образом, К.Н. Вентцель принадлежит к той категории отечественных педагогов, роль которых до начала 90-х годов XX века по идеологическим соображениям недооценивалась.

Общественная и научная деятельность К.Н. Вентцеля была посвящена развитию и популяризации теории свободного воспитания. Одно из центральных мест в теории К.Н. Вентцеля занимает гуманистическое положение о необходимости предоставления ребенку возможности свободно и самостоятельно формировать свою нравственность и религиозность, двигаясь по пути поиска гармонии между целями своей жизни, усваивая из современной культуры то, что сообразно его индивидуальности.

К.Н. Вентцель утверждал идеал воспитания, позволяющий ребенку во взаимодействии со взрослыми разобраться в объективных законах существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды через свободное творческое осознание самого себя, своих интересов, возможностей и целей.

Актуальность взглядов К.Н. Вентцеля с точки зрения современности, несомненна, т.к. существуют определенные противоречия между опытом применения новых подходов в воспитании и имеющимся отечественным педагогическим опытом. С учетом данных противоречий была выбрана тема исследования.

Объектом исследования является педагогическое наследие теоретика и практика свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Предметом исследования является использование идей свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике.

Цель исследования: научно обосновать значимость теоретической модели образовательного учреждения "Дом Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля как перспективного ориентира обновления современной педагогической действительности.

Задачи исследования:

Проанализировать педагогическое наследие К.Н. Вентцеля;

Изучить сущность и основные положение теории свободного воспитания;

Изучить модель образовательного учреждения К.Н. Вентцеля и научно обосновать актуальность и значимость данной теоретической модели для современной педагогической действительности;

Провести сравнительный анализ моделей образовательных учреждений приверженцев свободного воспитания;

Показать целесообразность использования теоретической модели образовательного учреждения К.Н. Вентцеля в профессиональной подготовке будущих педагогов;

Показать возможность применения идей К.Н. Вентцеля в современной практике;

Методы педагогического исследования:

Работа с литературой;

Анкетирование;

Беседа.

Это интересно:

Психологические основы процесса письма у младших школьников
Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по орфографии и всё же он остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нару ...

Математический вечер, как одна из форм внеклассной работы по математике
Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных к ...

Использование музыкального сопровождения при проведении утренней гимнастики
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru