Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные понятия и положения организации и управления системой образования

Педагогика и воспитание » Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области » Основные понятия и положения организации и управления системой образования

Страница 1

При формировании и развитии целостной системы управления образованием, функциональный состав управления педагогическими системами должен носить интегративный, междисциплинарный и межнаучный характер. Принятие во внимание этого положения поможет решить проблему преодоления формализма во взаимодействии управляемой и управляющих систем, вывести их отношения на новый качественный уровень с учетом требований времени в реализации идеи самоуправления и соуправления.

Как справедливо отмечают О.Я. Ермолаева и П.Н. Лебедев, главную особенность государственного управления как деятельности следует усматривать в том, что субъект непосредственно имеет дело не с живым трудом во всем разнообразии его человеческого и материально-вещественных факторов, а с их документальным отражением и с организационными формами этого труда.

В отличие от управления педагогическими коллективами, где субъект управления находится и действует в непосредственной близости от объекта и где устанавливаются межличностные отношения среди управляющих и управляемых, на уровне субъекта Федерации складывается иная ситуация. Своеобразие этой ситуации в том, что здесь нет непосредственного взаимодействия субъекта и объекта управления в рамках единого коллектива и что персонал этих инстанций в основном решает организационные вопросы. Именно с этим связаны критерии и показатели успешности их повседневного труда.

Принимая во внимание, что организационные формы составляют основное содержание управленческого труда и что эти формы в своем развитии приобретают относительную самостоятельность, нельзя не заметить, что в самом характере и содержании управленческого труда таится опасность формализма. По всей видимости, его естественное преодоление следует связывать с весьма высоким уровнем социального прогресса и свойственным ему высоким уровнем культуры управления, базирующимся на развитии общей теории управления и формировании результативного мышления всех участников целостного процесса управления образованием.

Совершенно справедливо отмечает чехословацкий ученый И. Кхол, что осуществление даже самых простых актов управленческой деятельности происходит не в виде простого взаимодействия руководителя и подчиненных, а обусловлено влиянием других управленческих процессов, деятельностью разных организаций, органов и иных управленческих и неуправленческих систем. Рамки и условия управленческой работы в принципе не могут быть четко определены, поскольку управленческая деятельность является слишком открытой системой. Входы и выходы из этой системы неисчерпаемо разнообразны.

При управлении принципиально важное значение имеют два положения. Первое состоит в том, что без предварительного решения общих вопросов нельзя браться за решение частных. Второе - то, что в управлении разными и разнородными предприятиями, учреждениями, ведомствами и т.д. есть много сходного.

Аксиоматику и логику науки о процессах управления в педагогических системах разного уровня составляют исходные понятия и принципы педагогической теории управления школьным образованием.

Понятие управление - является исходным основанием педагогической теории управления, а также науки о процессах управления в педагогических системах.

Управление - целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

Процесс управления педагогическими системами логически выводится из понятия управления и выражает динамику осуществления управления, так как превращается в действия и операции, которые изменяются и развиваются.

В собственно процесс управления педагогическими системами входят действия и операции по определению целей деятельности, поиску необходимых и оптимальных способов, воздействий и средств достижения целей.

Разделение целостного процесса управления на подпроцессы, подпроцессы на функции, а функции на стадии и операции - определяет дифференциацию труда и распределение управленческих полномочий в большем или меньшем объеме, но в целом цикле между различными структурами управления.

Управление в различных педагогических системах включает, следующие, сменяющие друг друга этапы: целеопределение, педагогический анализ, прогнозирование, планирование (принятия решений), организация исполнения, контроль и оценка, регулирование и коррекция. Среди выделенных функций управления системообразующим фактором является его цель. Под влиянием целей формируется информационная основа процесса управления каждой педагогической подсистемой. Цель служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Классификация ролевых игр
По целям, игры грубо можно разделить на досуговые и развивающие. В процессе досуговой игры игрок реализует свои индивидуальные цели, к примеру, реализация комплексов, творческих устремлений, фантазий, времяпрепровождение. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные ...

Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему
На первом, эмпирическом этапе (стадии) создания УМК от вузовских коллективов требуется не столько создание новых документов, сколько упорядочение и более глубокое осмысливание уже существующих. К этих документам относятся в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа, составляем ...

Развитие музыкальных способностей у ребенка
Вашему ребенку от 3-х до 4-х лет. Если вы до сих пор не взялись за его музыкальное воспитание, то Вы опоздали на 3 - 4 года. Да, конечно, закладка всех знаний происходит в первые 3 года. Но не стоит отчаиваться. Надо просто наверстывать упущенное. Впрочем, может, все же, Вы не все упустили? Вспомни ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru