Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Работа с документальным источником

Страница 1

Просмотру и изучению должны быть подвергнуты все виды источников, которые имеют отношение к исследуемой в диссертации научной проблемы.

Прежде всего это документы, статистика, литература. Дальше –многое другое.

Например, прекрасный источниковый материал находится в архивах и досье редакций журналов, газет, телевизионных студий.

Работа в архивах

Выписки из архивного дела оформляются аналогично литературе – еще не раскрывая его, делается запись:

Название архива полное и с принятыми сокращениями;

Номера фонда, описи и дела, период, документы по которому собраны в деле (все данные даются на обложке дела).

Только после этого следует пролистывать и читать материал дела.

В обязательном порядке после каждого абзаца выписки проставляется номер листа.

Работа с литературой

Исследователь должен упорно овладевать искусством поиска литературы, документов, «гоняться» за библиографическими списками, создавать свою аннотированную картотеку на литературу, периодику, документы. Наверное, разумный исследователь заведет самую «толстую» тетрадь для записи библиографии по интересующей его проблеме, и не только по ней, надо учитывать буквально всю литературу, публикации в периодике, к которым «когда-нибудь» возникнет потребность обратиться. Можно использовать в этих целях библиографические карточки, в том числе собственного производства.

В любом случае должен быть отработан «путеводитель», позволяющий найти нужную книгу, статью, документ по разным признакам – фамилии автора, тематике и т.д. Можно делать карточки в 2-3 экземплярах и раскладывать их по авторству, тематике, принадлежности к государственным, общественным организациям. Идеальный вариант – составлять библиографию на компьютере. Здесь можно в рабочем варианте сделать нужные исследователю аннотации, которые впоследствии будут полезны при написании историографии. Перед началом сбора материала для исследования было бы полезно просмотреть (точнее – проработать) «Книжное обозрение», «Книжную летопись», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей», реферативные издания Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук России, издания «экспресс-информации» Всероссийского института научной и технической информации. Библиотеки разрабатывают библиографические указатели. Через своих коллег можно проникнуть в библиотеки специализированных научных институтов. Просто прекрасно выполнена библиография Парламентским центром, которую, кстати, можно заказывать по электронной почте.Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые оповещают о появлении документа, книги, статьи и дают желаемые для исследователя сведения о том, где их можно найти.

Библиографические указатели состоят из перечня библиографических описаний без аннотаций и рефератов. Реферативные издания содержат сокращенное изложение документа или книги с основными фактическими сведениями и выводами. К таким изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки. Всероссийская книжная палата выпускает библиографические журналы «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» и другие издания. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы издает различные библиографические указатели и картотеки.

Особую ценность представляют списки источников и литературы, помещенные в диссертациях, особенно защищенных в последнее время. Это труд предшественников, и его следует максимально мобилизовать для дальнейшего изучения научной проблемы. Надо внимательно просматривать научный аппарат в изданных монографиях, сборниках, иной литературе. В наличии библиографии, а за ней литературы, других источников – существенная часть дела, можно сказать, фундамент, на котором будет строиться надстройка – ваше исследование. Надо выработать неукоснительное правило – незамедлительно оформлять любую выписку из документов, литературы. Что имеется в виду – точно и правильно оформлять научный аппарат (сноску) на используемые данные, факты, другие извлечения, нельзя надеяться на свою память. Проходит немного времени, надо окончательно оформлять работу, и тут начинается трата времени на поиск источников, которыми, казалось бы, совсем недавно пользовался.

На книгу сразу надо сделать такую справку: фамилия автора, инициалы, лучше – полное имя и отчество, они имеются на последней странице – в выходных данных; точное название книги, лучше списать его не с обложки, а с титула книги, там могут быть дополнительные сведения к названию; место издания; название издательства; год издания; количество страниц в книге. Иногда исследователю может потребоваться адрес издательства (например, попытаться приобрести нужную книгу). Только после этих записей можно приступать к чтению книги. После каждой выписки (лучше после каждого абзаца) указывается номер страницы. Одно замечание-предупреждение: если из монографии и любого другого издания используется факт со ссылкой не на данную монографию, а на приведенный ее автором источник, то необходимо не только с этической стороны, но и по существу перепроверить используемый материал.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и ...

Псевдобульбарная форма дизартрии
Эта форма дизартрии отмечается у многих детей с нарушениями развития, проходящими обучение во вспомогательных школах. При этом у таких детей уровень интеллектуального развития может оставаться нормальным, однако тяжелейшие нарушения речи являются порой основной и единственной причиной, по которой р ...

Педагогические условия нравственно-экономического воспитания
Целью формирующей работы является создание эффективных педагогических условий нравственно-экономического воспитания детей 6-7 лет. В соответствии с целью нами были определены следующие задачи: Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание экономических и нравственно-экономических представлен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru