Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды

Страница 1

Интегрированное обучение представляет собой взаимосвязь, объединение частей в целое. Существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции. В. Головнев указывает на задачу интегрирования: «…не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать ученикам желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию, пародию на межпредметные связи». А. Католиков отмечает, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся. Они интенсивней готовятся к необычным занятиям: читают дополнительную литературу, собирают необходимый для учебной работы материал в лабораториях. А. Католиков видит социальное и педагогическое значение интегрированных уроков в овладении детьми совокупными знаниями, которые избавят ребят от однородности развития.

Отсутствие интегральных знаний, считает автор, порождает узких специалистов, способных лишь к узковедомственным решениям. Отмечая трудности интегрирования, А. Католиков пишет о том, что учителя часами сидели над программами, выявляя сходные по содержанию темы. Они испытывали сложности в блочном интегрировании в связи с рассредоточенностью тем в различных предметах по месту в программе и по времени их изучения учащихся.

Исследуя процесс интегрирования, А. Католиков выделил два ее вида:

1. горизонтальную интеграцию – объединение сходного материала в разных учебных предметах;

2. вертикальную интеграцию – объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Очевидно, что горизонтальное интегрирование А. Католикова соответствует третьей форме интегрирования по классификации, предложенной О.И. Мальчиной. Она определяет разные формы учебного процесса, в котором проявляются различные уровни интеграции:

1. спецкурсы, в которых объединяются несколько предметов;

2. блокирование разных разделов;

3. изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов;

4. курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

Проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, А.А. Ятайкина в своей практической деятельности определила следующие ступени интеграции:

1. Тематическая интеграция: 2 – 3 учебных предмета раскрывают одну тему. Этот уровень носит иллюстративно описательный характер.

2. Проблемная интеграция: одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов. Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция: концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов.

4. Теоретическая интеграция: философское взаимопроникновение различных теорий.

Анализ педагогической, философской литературы позволил выявить, что последний уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Если человек умеет увидеть определенную тему, проблему, концепцию, наконец, мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует разными уровнями мышления, это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия. Различные науки, учебные предметы, в частности, «Технология», изучая действительность, пользуются различными средствами постижения различными способами мышления. Если представить содержательную интеграцию во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопроникновение, взаимопредположение, взаимодополнение, взаимосочетаемость. Вероятно, природа человека интегральна в своей сущности, и эта интегральность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки, и на уровне осознания, и на уровне мышления. Следовательно, интеграция – единственный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, технологического и естественно научного аспекта. Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребенка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. В процессе обучения старшеклассников видное место должно занимать эстетическое образование и эстетическое обучение. Это является неотъемлемой частью методологии гармоничного развития личности как общечеловеческой ценности. Эффективность процесса формирования у школьников эстетических знаний и умений зависит от педагогического профессионализма учителя, его умений использовать образовательный и воспитательный потенциал наполнения трудового, технологического процесса эстетическим смыслом, содержанием воплощения монистической связи и эстетики в создаваемом полезном и красивом изделии. Несмотря на то, что главным критерием оценки человека в нашем обществе являются интеллектуальные и нравственные качества, но в отношении к одежде, к своему облику, к моде эти качества проявляются особенно ярко и наглядно. Глаз радуется, когда видишь людей, одетых со вкусом, то есть в одежде гармонично развиты законы эстетики и технологии обработки изделия. Эстетическая подготовка учащихся должна являться важнейшей сферой его приобщения к человеческим ценностям, составляющим основу культурной среды. Исходя из содержания профессиональной деятельности учителя технологии, указанное приобщение ему необходимо основывать на интеграции знаний из различных областей наук, раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Организовать данный процесс обучения на должном уровне сможет только учитель, который владеет профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способен активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решения педагогических ситуаций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Грамматика-это наука о строении языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем» объединившую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического стоя языка и разными его уровнями. Морфология изучает грамматические сво ...

Особенности нетрадиционных уроков
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканч ...

Характеристика театрализованных игр
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонт ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru