Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте

Педагогика и воспитание » Формирование творческих способностей учащихся » Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте

Страница 2

Творческость – это реализация человеком своей индивидуальности. Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения.

Одной из главных составляющих Я-концепции подростков является представление о своем физическом облике. Переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела, являются "провокатором" страха. Последствия страхов многообразны, но главное из них – это возрастающая неуверенность. Страх – самый опасный враг творчества. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Уровень самооценки значимо коррелирует со степенью удовлетворенности подростков различными характеристиками своего внешнего облика (Рис. 1). Подростки, недовольные своей внешностью, негативно оценивают и другие стороны своего Я.

http://files.1september.ru/festival/articles/515063/img1.gif

Рис. 1. Корреляционный анализ взаимосвязи физического Я и общей самооценки подростков

Исследования психологов показывают, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности подростков. С общей самооценкой подростков коррелирует уровень выраженности различных составляющих креативности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше показатели креативности, тем выше уровень самооценки. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску, беглость, сложность. Для подростков, не проявляющих креативность, более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высококреативных подростков высокую самооценку имеют 84,6% (Рисунок 2), то в группе, проявляющей низкую креативность, такую самооценку имеют в 2 раза меньше подростков – 41,7% (Рисунок 3). Соответственно, низкую самооценку в группе высококреативных имеют только 7%, а в группе, не проявляющих креативность, – 25%.

Рисунок 2. – Уровень самооценки в группе креативных подростков[42, с. 5-9]

Рисунок 3 Уровень самооценки в низкокреативной группе подростков

Получена положительная корреляция (0,38) между общим показателем теста самооценки творческих характеристик и общим результатом теста дивергентного мышления. Эти данные позволяют сделать предположение, что подростки способны адекватно оценивать свои творческие возможности. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску и воображение. Это явление известно в психологии под названием "самореализующееся пророчество".

Оно срабатывает и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждения ее данных формируется благоприятная Я-концепция. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и в своих возможностях. Эта вера в себя делает подростков восприимчивыми к новым идеям. Они меньше заняты своими внутренними проблемами.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Оборудование жилища
Оборудование квартиры должно не только соответствовать требованиям гигиены и быть удобным, но и создавать определенный уют. Оборудование однокомнатной квартиры. В однокомнатной квартире мебель расставляют так, чтобы было место для работы и отдыха членов семьи. Самая необходимая мебель - стол, неско ...

Специфика учебного предмета «География»
Работа ученых и методистов над созданием школьного предмета «география» продолжается многие годы. Особенно актуальна она в настоящее время. Революционные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, реконструкция экономики и управления требуют перестройки системы образования. Сущест ...

Педагогическая подготовительная среда
По словам М. Монтессори, метод наблюдения покоится на одном главном основании, на свободе учащихся в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях. Имея это в виду, я первым делом обратила внимание на окружающую среду, на обстановку, а последняя, конечно, включает в себя и меблировку класса. Ме ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru