Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте

Педагогика и воспитание » Формирование творческих способностей учащихся » Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте

Страница 1

На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности.

Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток.

Лютова Е.К. выделяет роль общения в развитии творческой личности. Для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации. Одним из факторов, определяющих развитие творческой активности личности, является мотивация. Ряд исследователей полагают, что для творчества необходима мотивация достижений, другие считают, что мотивация социального одобрения блокирует творческий процесс, затрудняет проявление творческих возможностей личности. Большинство авторов убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности.

В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А. Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях – приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании.

Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, нерегламентированностью и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей). Среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение. Для того чтобы подросток развивался как творческая личность, необходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы подросток себя идентифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей – потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей.

Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п.

Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на "средние оценки", унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как "выскочек", демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Рефлексивный анализ практики
Темы проведенных мною мероприятий были выбраны вместе с педагогом-психологом и куратором группы, которые помогли мне определиться и с выбором групп для проведения мероприятий. Занятие на тему «Эмоциональные процессы. Понятие эмоций» в учебном курсе у студентов является частью целостной системы обуч ...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости
Одним из первых способы формирования умений ставить орфографические задачи начал разрабатывать в 60-х годах А.И. Кобызев. Он предложил диктант "Проверяю себя". Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики по мнению Савиновой З.А. могут задать ...

Комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико-фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для да ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru