Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Сочетание самооценки и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности. В том случае, когда высокая самооценка сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании креативности с невысокой самооценкой, человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения.
Таблица 1. Сочетание самооценки и креативности
|
Самооценка |
Низкая креативность |
Высокая креативность |
|
адекватная |
внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением, общительны |
уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой, проявляют интерес ко всему новому и необычному, очень инициативны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий |
|
низкая |
Стремятся к успеху, тяжело воспринимают неудачу, преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, избегают риска, скрытны, страдают без внешней адекватной оценки |
С трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют необычные хобби, занимаются в кружках, где в свободной обстановке могут проявить свою креативность, очень тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекса неполноценности" |
Изучая себя, подростки представляют, что и другие постоянно оценивают их. Когда образ Я поддерживается, человек испытывает интерес и радость, когда он подвергается агрессии – страх. Обнаружена положительная корреляция (0,47) между самооценкой творческих характеристик и родительской оценкой творческого начала ребенка. Это позволяет сделать предположение о том, что позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку, является важным фактором, определяющим развитие креативности. Творческий потенциал является переменной функцией. Еще в отроческие годы, начав думать, что круг возможностей ограничен, в дальнейшем человек произносит хорошо известные слова: "Я этого не могу" или "Это не для меня". В большинстве случаев это следствие пережитых разочарований. По данным психологов неодобрительных замечаний, которые дети слышат в свой адрес, за день набирается в шесть раз больше, чем поощрений и похвал. Порой число замечаний достигает несколько сотен в день. Это убивает творчество, креативность на корню.
Таким образом, модернизация образования может решить эту задачу за счет включения в систему изучаемых дисциплин предметов, ориентированных на интеграцию знаний учащихся о человеке, на развитие самосознания и коммуникации. Большую роль в подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни способны оказать психологические занятия в рамках спецкурсов, помогающие подросткам лучше понять себя и других. На основе полученных психологических знаний учащиеся осознают свои возможности и способности, свои взаимоотношения с окружающими, учатся искать пути преодоления препятствий.
Это интересно:
Использование словесной игры как средства развития памяти детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
В предыдущей главе нами были рассмотрены теории развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в том числе с помощью словесных дидактических игр. Мы выявили, что дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития памяти. У детей с речевыми нарушениями, по сравнению с возра ...
Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания
окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. Кожалиева Ч.Б. Особенност ...
Роль и значение нестандартных уроков по математике в формировании
познавательного интереса младших школьников
Слово «экскурсия» в словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассмотрим образовательные экскурсии, на которых преследуются прежде всего познавательные цели. Здоровая любознательность — основа учебной деятельности. Как утвер ...