Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Некоторые методические аспекты экологизации школьного образования

Страница 2

Познание экологических взаимодействий способствует пониманию целостности систем любого ранга. Важно, чтобы все учебные дисциплины стремились представлять не разрозненные, единичные компоненты, а целостную систему, ориентируясь на понятия природы, человека и их экологических взаимодействий, целостности мира через образ научной картины мира.

Экологизация - это преподавание любой учебной дисциплины с учетом особенностей современной эпохи - эпохи тектонических сдвигов и геополитических переделов. Одновременно экологизация позволяет каждому школьнику "вернуться к вечному в прошлом" (Бердяев Н. А), т.е. почувствовать глубины мудрости и страдания, подвиги и падения, нравственность и бесстыдство человека разных эпох.

Экологизация означает описание экосистемы любого ранга как компонента окружающей среды, как ресурса и как условия жизнедеятельности людей и как предмета и объекта познания, как универсальной ценности.

Экологизация - это познание фундаментальных экологических взаимодействий как личностно значимых, а потому подвластных регулированию, управлению, оптимизации через обдумывание, разработку и принятие решений, что и будет проявлением бисоферной функции вида Homo sapiens.

Экологизация предполагает, что учитель использует все методы познания - научные, художественные, обращаясь к искусству, в особенности к поэзии.

Экологизация предписывает развитие у школьников экологических ценностных ориентаций, понимания ими связи ценностей и нормативов деятельности, различие их функций: соотнесения ценностей с целеполаганием, тяготение нормативов к средствам и способам деятельности, более жесткую детерминацию деятельности системой нормативов.

Интегрирующим фактором различных направлений естествознания является пространство, что приводит к сближению экологии с географией, точнее с ландшафтоведением. Пространство, в котором находятся во взаимодействии гео-, эко- и социосистемы, составляет объект социоэкологических исследований.

Интегрирующую роль в этом случае выполняют законы экологических взаимодействий природы и общества, которые на сегодняшний день сформулированы в аксиоматической форме Б. Коммонером.

Все связано со всем - вред одному компоненту системы скажется на системе в целом.

Все должно куда-то деваться - отходы не исчезают бесследно, их перерабатывают экосистемы биосферы, но они на пределе.

Природа знает лучше - человек, "улучшая" природу, нарушает ход естественных процессов.

За все нужно платить - все виды взаимодействия человека с природой должны оцениваться экономически.

Взаимосвязь экологических знаний с деятельностью человека выражается такими основными понятиями как антропогенный фактор и защита окружающей среды. Каждое из понятий имеет сложный состав и формулируется поэтапно. Понятие антропогенного фактора предполагает рассмотрение видов деятельности человека (причина), изменений в окружающей среде (следствие) и реакций соответствующих биосистем (результат). Способы воздействия человека (условия) на окружающую природную среду зависят главным образом от господствующих в обществе ценностей. Употребляя словосочетание "Защита окружающей среды", мы видим его составляющие: защита (сохранение) разнообразия жизни на Земле путем сохранения типичных и устойчивых экосистем; защита окружающей среды от загрязнения; создание особо охраняемых заповедных территорий и ряда иных мер экономического, воспитательного характера, ни одна из которых не укладывается в рамки предмета в силу своего междисциплинарного характера.

Можно спросить: "А как же понятие охраны природы?" Понятие охраны природы развивается от первоначального понимания как консервации природных ресурсов к пониманию адаптивной деятельности человека в изменяющейся среде, от него - к деятельности по управлению процессами взаимодействия общества и природы. Школа призвана показать трансформацию смысла экологической деятельности. При этом подчеркиваются различия природоохранной деятельности биолога от соответствующей деятельности физика, химика.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...

Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях
В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях: - систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ; - движение общественно активных школ, возрождение в ряде об ...

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Оп ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru