Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Шкала «авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка могут даже сурово наказывать. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
В нашем исследовании более высокие баллы по данной шкале набрали родители, воспитывающие ребенка с нарушением зрения. Соблюдение предписаний лечащего врача, неизбежно, приводит к тому, что в подобных семьях режимные моменты стараются выполнять неукоснительно. Без этого рассчитывать на восстановление зрения невозможно. Но подобная четкость, строгость и обязательность родителей в вопросе охраны зрения начинает невольно распространяться и на другие стороны жизни ребенка. Родители, сами того не замечая, начинают все больше использовать авторитарные методы воспитания, чтобы добиться собственных целей. Пока ребенок маленький и не сопротивляется авторитаризму взрослых, действия родителей оказываются весьма успешными, но в ближайшем будущем такие семьи ожидает масса проблем, причина которых – нежелание ребенка безоговорочно подчиняться приказам родителей. На фоне физического дефекта и детской незащищенности эти конфликты могут иметь гораздо более тяжелые последствия, по сравнению с семьями, воспитывающих детей с нормальным зрением.
Шкала «инфантилизация» («маленький неудачник») – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Также как и по шкале «авторитарная гиперсоциализация» более высокие результаты получили родители, воспитывающие детей с нарушением зрения. Продолжая мысль, высказанную выше, хотелось бы подчеркнуть, что восприятие родителями дефекта, имеющегося у ребенка, искажает привычный воспитательный процесс. В данном исследовании обнаружено, что родители больных детей проецируют на ребенка свои страхи, приписывая ему беспомощность, неумелость, несостоятельность во многих вопросах. Хотелось бы повториться, что пока ребенок маленький и объективно во многом зависит от своих родителей, такая позиция взрослых может приниматься ребенком как должное. Но по мере роста и взросления, ребенок, несмотря на имеющиеся дефекты зрения, может либо бунтовать, что усугубляет негативный эмоциональный климат в семье, либо объективно становиться беспомощным и неумелым, что крайне нежелательно с точки зрения социализации ребенка, его будущего самоопределения.
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Гиперсоциализация |
Неудачник | |
Mann-Whitney U |
62,500 |
80,000 |
63,500 |
88,000 |
71,500 |
p-уровень значимости |
365 |
054 |
099 |
036 |
112 |
Это интересно:
Освоение интонационных структур
При изучении формирования речи основной акцент делается на вопросы, касающиеся последовательности овладения ребенком системой родного языка, и механизмы, лежащие в основе формирования языковой специфичности. Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной яз ...
Методы и приемы обучения физическим упражнениям
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические. К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии ...
Информационно-генетические алгоритмы
Основные свойства образовательных тестов предлагается формировать на популяциях частных законов таких научных отраслей как: информациология; психология, педагогика и психодиагностика; логика; теория вероятностей; теория поиска; теория нечетких множеств; теория игр; теория статистических решений; пр ...