Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.

Для любого ребенка родительская семья является первым институтом социализации, а для детей с нарушением зрения роль семьи многократно возрастает. В данной работе особое внимание было уделено семьям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.

В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы. В дальнейшем мы планируем рассмотреть, необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и определило цель нашего исследования: изучить влияние отношения родителей к ребенку с нарушением зрения на особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками.

В качестве объекта исследования рассматривается процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье.

Предметом исследования является изучение специфики детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с нарушением зрения.

Субъект исследования – семья, воспитывающая детей с нарушением зрения и семья, воспитывающая детей с нормальным зрением.

Гипотеза исследования: дефект зрения ребенка влияет на родительское отношение к больному ребенку, на особенности взаимоотношений в семье (с родителями и другими членами семьи) на интенсивность контактов ребенка с чужими людьми, на выбор ребенком стратегии поведения в конфликте.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

– изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;

– изучение микросоциальных условий воспитания, обучения и развития детей данной категории;

– экспериментальное изучение детско-родительских отношений.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

– анализ литературных источников состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования;

– эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в семьях и со сверстниками детей, имеющих дефекты зрения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что

1. получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений у детей при нарушении зрения,

2. выявлены особенности межличностных отношений детей с нарушением зрения со сверстниками,

3. предложены рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с нарушением зрения со сверстниками.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Эйдемиллер Э.Г. и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.

Все обозначенные выше проблемы усугубляются в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения.

Это интересно:

Профессиография
Для оптимизации профессионального отбора специалистов необходимо: принять решение о необходимости отбора специалистов по специальности; оценить методические подходы к оценке профессиональной пригодности специалиста; выбрать критерии, которые позволили бы эффективно прогнозировать успешную деятельно ...

Методика организации индивидуализации в обучении математике младших школьников
Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен контроль классических индивидуальных отличий учеников. Разглядим разные методы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала. Они полагают диффере ...

Технологическая компетентность педагога
Среди проблем педагогической трансформации культуры особое значение приобретает проблема соотношения профессионального образования и воспитания личности. К сожалению, принято считать оптимальными педагогическими решениями те, которые обеспечивают средние показатели образованности. Отсюда можно ожид ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru