Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
			Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
			Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения:
Общие требования к характеру стимульного материала
1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60–100%, причем отрицательный контраст предпочтительнее.
2. Пропорциональность предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов.
3. Величина предъявляемых объектов зависит от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.
4. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30–33 см.
5. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 35°.
6. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания?
7. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см.
Основной принцип, используемый нами при адаптации методик по процедуре исследования – увеличение времени экспозиции стимульного материала, поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен сукцессивный способ зрительного восприятия тест – материала, что требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В нашем исследовании мы не применяли ограничения по времени для рассматривания картинок, кроме того, предъявляемые картинки для слабовидящих детей были увеличены вдвое по сравнению с картинками, предъявляющими нормально видящим детям.
В ходе экспериментального исследования использовался тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и методика Рене Жиля для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к собственному ребенку. Родительское отношение авторами данной методики понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: 1. принятие-отвержение, 2 кооперация, 3. симбиоз, 4. авторитарная гиперсоциализация, 5 «маленький неудачник» (или инфантилизация). Данный инструмент является надежным и валидным. Обработка результатов проводилась в соответствии с ключом по 5 указанным выше шкалам.
Методика Рене Жиля – это детская проективная методика, цель которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной и состоит из ряда картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий (которые в нашем исследовании детям зачитывал экспериментатор). Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Простота и схематичность рисунков, отсутствие избыточных деталей заднего плана позволяют использовать данный инструмент для обследования слабовидящих детей. Психологический материал методики, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разбить на две большие группы переменных: 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка, а именно отношение к семейному окружению (отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию и т.п. Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты количественно. Отношение к конкретному лицу выражается количеством выборов данного человека, поэтому при использовании данной методики возможна статистическая обработка, которая проводилась в соответствии с ключом к тесту. Данная психодиагностическая методика опубликована, там же представлены данные по её надежности и валидности.
В ходе исследования были получены результаты, отраженные в таблицах №1,2,3. (Сырые баллы по каждому тесту представлены в приложении).
Результаты по тесту «Особенности межличностных отношений ребенка».
Таблица 1
|  
 Межличностные отношения  |   
 Нормально видящие дети  |   
 Дети с нарушением зрения  |  ||
|  
 Общий балл  |   
 Средний балл  |   
 Общий балл  |   
 Средний балл  |  |
|  
 Мать  |   
 53  |   
 4,07  |   
 44  |   
 3,14  |  
|  
 Отец  |   
 27  |   
 2,07  |   
 26  |   
 1,86  |  
|  
 Брат/сестра  |   
 7  |   
 0,54  |   
 17  |   
 1,21  |  
|  
 Дедушка/бабушка  |   
 1  |   
 0,08  |   
 4  |   
 0,29  |  
|  
 Сверстники  |   
 58  |   
 4,46  |   
 64  |   
 4,57  |  
|  
 Родственники  |   
 6  |   
 0,46  |   
 11  |   
 0,79  |  
|  
 Другие люди  |   
 49  |   
 3,77  |   
 57  |   
 4,07  |  
Это интересно:
Категории и функции многодетной семьи
	 Существуют различные объяснения высокой рождаемости в семьях и связанной с ней многодетности. Одно из них состоит в том, что одна из причин многодетности – национальные традиции и обычаи, влияющие на формирование норм о числе детей в семье. Другое объяснение заключается в отсутствии свободы выбора  ...
	
Олигофренопедагогика
	 Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. Первые попытки воспитания и обучения  ...
	
Опытно-экспериментальная
работа творческого саморазвития учащихся "Миасский машиностроительный
колледж" на уроках информатики в образовательном процессе СПО
	 В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам (некоторые из них могут оказаться вообще невостребованными в дальнейшем), а личность учащегося как будущего активного деятеля, его личные качества и талант ...