Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье » Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Страница 1

При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения:

Общие требования к характеру стимульного материала

1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60–100%, причем отрицательный контраст предпочтительнее.

2. Пропорциональность предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов.

3. Величина предъявляемых объектов зависит от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

4. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30–33 см.

5. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 35°.

6. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания?

7. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см.

Основной принцип, используемый нами при адаптации методик по процедуре исследования – увеличение времени экспозиции стимульного материала, поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен сукцессивный способ зрительного восприятия тест – материала, что требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В нашем исследовании мы не применяли ограничения по времени для рассматривания картинок, кроме того, предъявляемые картинки для слабовидящих детей были увеличены вдвое по сравнению с картинками, предъявляющими нормально видящим детям.

В ходе экспериментального исследования использовался тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и методика Рене Жиля для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к собственному ребенку. Родительское отношение авторами данной методики понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: 1. принятие-отвержение, 2 кооперация, 3. симбиоз, 4. авторитарная гиперсоциализация, 5 «маленький неудачник» (или инфантилизация). Данный инструмент является надежным и валидным. Обработка результатов проводилась в соответствии с ключом по 5 указанным выше шкалам.

Методика Рене Жиля – это детская проективная методика, цель которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной и состоит из ряда картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий (которые в нашем исследовании детям зачитывал экспериментатор). Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Простота и схематичность рисунков, отсутствие избыточных деталей заднего плана позволяют использовать данный инструмент для обследования слабовидящих детей. Психологический материал методики, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разбить на две большие группы переменных: 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка, а именно отношение к семейному окружению (отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию и т.п. Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты количественно. Отношение к конкретному лицу выражается количеством выборов данного человека, поэтому при использовании данной методики возможна статистическая обработка, которая проводилась в соответствии с ключом к тесту. Данная психодиагностическая методика опубликована, там же представлены данные по её надежности и валидности.

В ходе исследования были получены результаты, отраженные в таблицах №1,2,3. (Сырые баллы по каждому тесту представлены в приложении).

Результаты по тесту «Особенности межличностных отношений ребенка».

Таблица 1

Межличностные отношения

Нормально видящие дети

Дети с нарушением зрения

Общий балл

Средний балл

Общий балл

Средний балл

Мать

53

4,07

44

3,14

Отец

27

2,07

26

1,86

Брат/сестра

7

0,54

17

1,21

Дедушка/бабушка

1

0,08

4

0,29

Сверстники

58

4,46

64

4,57

Родственники

6

0,46

11

0,79

Другие люди

49

3,77

57

4,07

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Диагностика одаренности как многоуровневая система
В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом (психометрическом). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике. Условно эти уровни можно обозначить как "теоретический" и "метод ...

Аэробика для детей 8-12 лет
Комплекс I 1. Слегка согнитесь на двух ногах, руки на пояс, локти согните вперед. На счет "раз" правую ногу выдвиньте в сторону на пятку, туловище выпрямите, руки в стороны вверх, на счет <два" спружиньте на левой ноге, затем приставьте правую ногу к левой, руки опять на поясе. То ...

Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru