Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье » Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Страница 1

При подборе диагностического инструментария мы соблюдали следующие требования использования диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения:

Общие требования к характеру стимульного материала

1. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60–100%, причем отрицательный контраст предпочтительнее.

2. Пропорциональность предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов.

3. Величина предъявляемых объектов зависит от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

4. Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30–33 см.

5. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений – в пределах 3 – 35°.

6. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания?

7. Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см.

Основной принцип, используемый нами при адаптации методик по процедуре исследования – увеличение времени экспозиции стимульного материала, поскольку у детей с нарушением зрения при выполнении различных заданий возможен сукцессивный способ зрительного восприятия тест – материала, что требуется увеличение времени его экспозиции минимум вдвое. В нашем исследовании мы не применяли ограничения по времени для рассматривания картинок, кроме того, предъявляемые картинки для слабовидящих детей были увеличены вдвое по сравнению с картинками, предъявляющими нормально видящим детям.

В ходе экспериментального исследования использовался тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и методика Рене Жиля для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к собственному ребенку. Родительское отношение авторами данной методики понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: 1. принятие-отвержение, 2 кооперация, 3. симбиоз, 4. авторитарная гиперсоциализация, 5 «маленький неудачник» (или инфантилизация). Данный инструмент является надежным и валидным. Обработка результатов проводилась в соответствии с ключом по 5 указанным выше шкалам.

Методика Рене Жиля – это детская проективная методика, цель которой состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной и состоит из ряда картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий (которые в нашем исследовании детям зачитывал экспериментатор). Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Простота и схематичность рисунков, отсутствие избыточных деталей заднего плана позволяют использовать данный инструмент для обследования слабовидящих детей. Психологический материал методики, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разбить на две большие группы переменных: 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка, а именно отношение к семейному окружению (отцу, матери, сестре, брату, бабушке, дедушке и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию и т.п. Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты количественно. Отношение к конкретному лицу выражается количеством выборов данного человека, поэтому при использовании данной методики возможна статистическая обработка, которая проводилась в соответствии с ключом к тесту. Данная психодиагностическая методика опубликована, там же представлены данные по её надежности и валидности.

В ходе исследования были получены результаты, отраженные в таблицах №1,2,3. (Сырые баллы по каждому тесту представлены в приложении).

Результаты по тесту «Особенности межличностных отношений ребенка».

Таблица 1

Межличностные отношения

Нормально видящие дети

Дети с нарушением зрения

Общий балл

Средний балл

Общий балл

Средний балл

Мать

53

4,07

44

3,14

Отец

27

2,07

26

1,86

Брат/сестра

7

0,54

17

1,21

Дедушка/бабушка

1

0,08

4

0,29

Сверстники

58

4,46

64

4,57

Родственники

6

0,46

11

0,79

Другие люди

49

3,77

57

4,07

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Классификация театрализованных игр
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Классифицируя ...

Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативнос ...

Профилактика и пути логопедической коррекции врожденных аномалий в развитии глотки
Коррекция голоса занимает важное место в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению врожденных аномалий в развитии глотки. К основным задачам относятся этих мероприятий - нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru