Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье » Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Страница 4

Как видно из таблицы, особых отличий в сотрудничестве как способе разрешения противоречий обнаружено не было. Следовательно, дружелюбие, корректность в общении, стремление к установлению отношений по типу поддержки и взаимопомощи не связано с наличием / отсутствие дефекта зрения. Это, скорее зависит от личностных особенностей ребенка, его коммуникативных навыков. По двум другим исследуемым стратегиям были обнаружены значимые отличия между здоровыми и больными детьми.

Так, к более агрессивному поведению больше склонны здоровые дети. Они с большей интенсивностью отстаивают свою территорию, свое право на ту или иную игрушку, не пропускают обиды, норовя сдать сдачи. Дефекты зрения не позволяют ребенку быть активным на столько, чтобы проявлять агрессию по отношению к обидчику. На наш взгляд, эта тенденция имеет возрастные ограничения. В обследуемую группу входили дети 3–4 летнего возраста, которые в силу возрастных особенностей больше используют физическую агрессию. Недостаточное развитие устное речи не позволяет пока этим детям использовать вербальные формы агрессии в качестве механизма самозащиты. Этот способ начинает проявляться позднее, как показывают исследования ближе к 5–6 годам.

Возможно, именно поэтому «Уход» используется детьми с дефектами зрения также часто, как и «Сотрудничество». У нормально развивающихся детей эта стратегия поведения занимает последнее место среди всех стратегий. Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, подтверждаются и результатами наблюдения за детьми. Ребенок, имеющий дефекты зрения, в группе демонстрирует более спокойное, более уравновешенное поведение, реже других становится зачинщиком ссор и драк, более уступчив при совместных играх, при распределении игрушек.

Отмеченная тенденция рассматривается большинством воспитателей как социально желательная, т.к. такой ребенок меньше вызывает нареканий со стороны взрослого. С другой стороны отсутствие в арсенале ребенка способов самозащиты, частое использование стратегии ухода от проблем не позволяет, на наш взгляд, говорить о благополучной компенсации дефекта в процессе межличностных отношений.

Результаты статистической проверки гипотезы о стилях поведения в конфликте детей с нормальным зрением и патологией представлены в таблице.

Сотрудничество

Борьба

Уход

Mann-Whitney U

71,500

95,000

84,000

p-уровень значимости

278

037

104

Математическая проверка подтверждает сделанные выводы о преобладании борьбы как способа поведения в конфликте у детей с нормальным зрением и преобладании ухода у детей патологией зрения.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Семья как один из социальных факторов формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста
«Никакой человек в мире не родиться готовым, т.е. вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» - В.Г. Белинский Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов: семьи, школы, внешкольных учре ...

Классификация социально-трудовых навыков
Одним из основных методов социального воспитания является предоставление ребенку возможности разнообразно воздействовать на окружающий его мир возможности активно связаться с современностью, социальной и физической средой. Соприкосновение с социальной средой сопровождается в ребенке развитием связе ...

Музыка как средство духовного воспитания школьников-подростков
В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих фор­мированию и развитию у учащихся ка­честв духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, по­скольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и на­правлено на познание, прежде всего внут­ренн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru