Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье » Общая характеристика использованных в эксперименте психолого-педагогических методов

Страница 3

Родственники не играют сколь бы то ни было серьезной роли в общении детей дошкольного возраста. Это справедливо и для больных, и для здоровых детей. Но все же незначительные различия наблюдаются, а именно, рассказывая о семейном общении, дети с ослабленным зрением вспоминают и называют своих родственников – дядей, тетей, племянников и т.п. Это подтверждает ряд положений, описанных в теоретической части работы о преобладании семейного общения у больных детей. Слабовидящим детям тяжелее устанавливать контакты с незнакомыми и мало знакомыми людьми. Возможно, это первые симптомы формирования комплекса неполноценности, вызванного дефектом зрения. Именно поэтому, люди, которые знают о болезни ребенка, оказываются более предпочтительными для установления контакта с ним (а может быть, зная о дефекте, эти взрослые более корректны в своих словах и поведении, чем посторонний люди).

В ходе исследования были получены парадоксальные на первый взгляд, противоречащие основным теориям результаты, характеризующие общение нормально и слабо видящих детей с посторонними людьми. Слабо видящие дети имеют более интенсивные контакты с чужими людьми, чем их нормально развивающиеся сверстники. На лицо явное противоречие тому, что было сформулировано выше. При качественном анализе ответов детей оказалось, что больные дети чаще вспоминают и называю своих лечащих врачей и медсестер, что объясняется повышенной интенсивностью посещения детской поликлиники и больницы. Разнообразия контактов со взрослыми нет, круг общения достаточно узок и ограничен. Напротив, дети с нормальным зрением, называя кого-либо из взрослых за пределами своей семьи, демонстрируют более богатый в содержательном плане, более разноплановый круг своего общения. Среди ответов встречаются упоминания о соседях по дому и даче, друзья и коллеги родителей, родители друзей (друг) подруг ребенка т.д.

В целом, подводя итог этому этапу нашего исследования, можно утверждать, что интенсивность межличностного общения у детей с нормальным и ослабленным зрением качественно и количественно отличается. При этом нельзя однозначно говорить, что слабо видящий ребенок меньше общается. Напротив, эти дети имеют повышенную потребность в общении и способны компенсировать недостаток общения за счет случайных контактов (например, с врачом). Более того, нами были выявлены качественные отличия в стиле общения, используемом детьми в конфликтных, спорных ситуациях. Эти результаты представлены в таблице №2.

Для проверки достоверности полученных результатов и сделанных выводов была выполнена статистическая проверка гипотезы. С этой целью использовался U-критерий Манна-Уитни, т.к. на нашей выборке (небольшого объема) условие нормальности распределения не может быть гарантировано. Подсчет результатов проводился с помощью статистической программы SPSS 10.0.

Полученные результаты по тесту Рене Жиля представлены в таблице.

Мать

Отец

Брат (сестра)

Бабушка

(дедушка)

Другие

Сверстники

Родственники

Mann-Whitney U

85,500

89,500

75,500

77,000

82,000

88,000

73,500

p-уровень значимости

061

089

254

146

048

091

158

Таблица 2

Стили поведения в конфликте

Нормально развивающиеся дети

Дети с нарушением зрения

Общий балл

Средний балл

Общий балл

Средний балл

Сотрудничество

14

1,08

15

1,07

Борьба

18

1,39

13

0,93

Уход

11

0,85

15

1,07

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Этапы и содержание формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется ...

Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста происходит под влиянием счёта и измерения. Освоение детьми счёта – очень сложный процесс. Истоки счётной деятельности рассматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Дети в 3 года осваивают умения сравнивать ...

Анализ деятельности педагогов Дворца творчества детей и молодежи, как условия реализации лидерских качеств
Педагоги Дворца творчества детей и молодежи (ДТДиМ) – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные педагогами Дворца творчества условия помогают каждому ребенку от 3 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru