Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Анализ взаимоотношений в семьях воспитывающих нормально-видящих детей и детей с нарушением зрения

Педагогика и воспитание » Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье » Анализ взаимоотношений в семьях воспитывающих нормально-видящих детей и детей с нарушением зрения

Страница 2

Напротив, родители здоровых детей, предъявляя повышенные требования и ожидания к собственным детям, оказываются больше разочарованы их поступками и неудачами. Чем сильнее разочарование, тем сильнее эмоциональная реакция взрослого, что, безусловно, отрицательно сказывается на мироощущениях ребенка и никак не способствует его дальнейшим успехам.

Шкала «кооперация» (социально желательный образ родительского отношения) – высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

В ходе проведенного исследования было обнаружено, что родители, воспитывающие детей с нарушением зрения, больше склонны к кооперации по сравнению с родителями здоровых детей. Такое отношение к больному ребенку может свидетельствовать о стремлении родителей помочь своему сыну или дочери компенсировать дефект, научить приспосабливаться к жизни, готовности помощь и поддержать успехи своего ребенка. Т.к. эта шкала, в первую очередь, предлагает оценить интеллектуальные достижения детей, то можно сделать вывод, что академические успехи родители больных детей рассматривают как способ компенсации физического дефекта. Если такая работа в семье будет проводиться регулярно, то можно ожидать действительно высоких интеллектуальных результатов от ребенка, что позволит ему найти себя и свое место во взрослой жизни.

Родители здоровых детей, напротив, проявляют определенную долю равнодушия, безразличия к успехам своего ребенка. Они меньше расположены, помогать ему, сотрудничать для достижения более высоких результатов. Экстраполируя такое отношение на отдаленное будущее, можно предположить, что потенциальные возможности ребенка из такой семьи не получат должного развития и, вероятно, ребенок с нарушениями зрения на определенном этапе может даже обогнать по степени успешности здоровых детей, несмотря на то, что тем от природы было дано намного больше возможностей.

Кооперация и сотрудничество в семьях с больным ребенком, вероятно, способствует более доброжелательной атмосфере в семье, что подтверждается предыдущим показателем – отвержением, по которому семьи со слабовидящим ребенком набрали меньшее количество баллов.

Шкала «симбиоз» – отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

Болезнь ребенка провоцирует родителей на симбиотическую связь с ним, что и получило подтверждение в нашем эксперименте. Возможно, в таких семьях, родители склонны преувеличивать тяжесть дефекта, считая своего ребенка совершенно беспомощным. Безусловно, возраст 3–4 года ещё нельзя отнести к периодам абсолютной самостоятельности, поэтому и родители здоровых детей тоже имеют тенденцию к симбиозу. Но если в семьях со здоровым ребенком степень симбиотической связи и опеки над ребенком приближается к 75%, то в семьях с больным ребенком этот показатель стремится к 100%. Эта тенденция дает основание предполагать, что данные родители не готовы предоставить самостоятельность ребенку даже в тех пределах, которые ему доступны соответственно его возраста. Излишняя гиперопека, на наш взгляд, не способствует развитию самостоятельности ребенка, а также формированию механизмов компенсации имеющегося дефекта. Напротив, такое отношение со стороны родителей может провоцировать в ребенке развитие ощущения своей особенности, и даже исключительности, что в свою очередь, поддерживает детский эгоцентризм и затрудняет выстраивание отношений со сверстниками, как в детском саду, так и за его пределами. Этот вывод согласуется с нашими данными, полученными по методике Рене Жиля, где обнаружено, что дети с нарушением зрения больше отдают предпочтение общению с родными братьями / сестрами или родственниками, чем общению за пределами своей семьи. Таким образом, оказывается, что стремление родителей к симбиотической связи с больным ребенком может провоцировать социальную изоляцию ребенка, препятствовать развитию его коммуникативных навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатиричная системы счисления
Цель: повторить материал 8-го класса по данным системам счисления, а также рассмотреть материал с другой точки зрения, нежели с точки зрения базового курса информатики. Задачи: – повторить и изучить материал по системам счисления 8-го класса на более высоком уровне. – развитьпрактические навыки реш ...

Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей с нарушением зрения. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его спо ...

Понятие функции. Способы задания функции
Введение в понятия функции – это длительный процесс, завершающийся формированием представлений о всех компонентах этого понятия в их взаимной связи и о роли, играемой им в математике и в её приложениях. Этот процесс ведётся по трём основным направлениям: - упорядочение имеющихся представлений о фун ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru