Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Также психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения может реализовываться в форме дополнительного образования, которое будет основываться на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, будет способствовать установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса и обладать большими возможностями:
· возможность всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;
· возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;
· возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;
· возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;
· возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.
Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.
При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности развития компетентности старшеклассника (см. рис.6), благодаря которой можно будет осуществлять оценку эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Рис. 6. Схема направленности развития профессиональной компетентности старшеклассника
На рисунке 6 показано, что оценкой качества готовности учащихся к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:
· характеристика ценностей, связанных с профессиональным выбором;
· представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;
· информационная подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;
· наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;
· общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.
Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы. Он правильно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности человека являются:
· автономность;
· информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
· умение принимать решения;
· умение планировать свою профессиональную жизнь;
· сопоставление знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;
· эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.
Также считаем необходимым выделить особенности учащихся девятых классов к выбору профиля обучения в старшей школе:
· выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
· представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
· информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
· наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся по предложенной нами модели, психолого-педагогическая служба в школе должна оценивать готовность школьников к профессиональному самоопределению по критериям, которые мы предлагаем в таблице 11. В ней мы отразили набор тех качеств, которыми должен обладать выпускник каждой ступени школьного образования: начальной, средней и старшей. Данная модель будет служить критерием оценки готовности учащегося к профессиональному самоопределению.
Модель выпускника строится с учётом мнения всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей . В основу разработки модели положены:
· положения Устава образовательного учреждения в части содержания и организации образовательного процесса,
· современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в области образования,
· потребности учащихся и ожидания их родителей.
Основные элементы модели:
· требования к обученности школьников,
· требования к готовности продолжения образования,
· требования к воспитанности школьника, его умениям выстраивать эмоционально-ценностные отношения с самим собой и другими людьми,
· требования к уровню физического развития, сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни,
· требования к общекультурному развитию.
Таблица 11 Модель выпускника на каждой ступени обучения в школе
Ступень |
Психолого-педагогический портрет | |
Психологические качества |
Личностные качества | |
Начальная |
Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с чувством познавательного значения ощущения, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности. |
Учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия. |
Средняя |
Теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выбора образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности убеждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, психические состояния, чувство собственного достоинства. |
Социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, профессиональные самоопределения, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость. |
Старшая |
Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия. |
Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание. |
Основа данн
Это интересно:
Анализ содержания учебного материала по географии в 6 классе,
способствующего развитию критического мышления школьников
Анализируя книгу Ф. С. Шлехти «Школа для XXI века», можно вычленить следующее качество личности, которым должен овладеть выпускник школы: Самостоятельно критически мыслить (выделено автором), уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, и, используя современные технологии, искать ...
Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами
развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...
Понятие образовательный процесс
Согласно статьи 22 закона Укарины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» базовый компонент дошкольного образования – государственный стандарт, который содержит нормы и положения который определяют государственные требования к у ровню развития дошкольного возраста, а так же условия согласно ...