Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогика и воспитание » Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста » Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 5

Также психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения может реализовываться в форме дополнительного образования, которое будет основываться на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, будет способствовать установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса и обладать большими возможностями:

· возможность всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;

· возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;

· возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;

· возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;

· возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.

Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.

При внедрении предложенной нами модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в систему школьного образования мы полагаем, что образ современного выпускника должен несколько измениться. И в связи с этим предлагаем свою схему направленности развития компетентности старшеклассника (см. рис.6), благодаря которой можно будет осуществлять оценку эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся.

К формированию навыков самопрезентации

К общению с различными возрастными группами

К умению проектирования своего профессионального, карьерного роста

К познанию окружающего мира

К ориентации в мире профессий

К исполнительской деятельной

К коллективной деятельности

К сопереживанию, соучастию

К творческой деятельности

Рис. 6. Схема направленности развития профессиональной компетентности старшеклассника

На рисунке 6 показано, что оценкой качества готовности учащихся к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:

· характеристика ценностей, связанных с профессиональным выбором;

· представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;

· информационная подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;

· наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;

· общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.

Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы. Он правильно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности человека являются:

· автономность;

· информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

· умение принимать решения;

· умение планировать свою профессиональную жизнь;

· сопоставление знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;

· эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.

Также считаем необходимым выделить особенности учащихся девятых классов к выбору профиля обучения в старшей школе:

· выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;

· представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

· информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

· наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.

Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся по предложенной нами модели, психолого-педагогическая служба в школе должна оценивать готовность школьников к профессиональному самоопределению по критериям, которые мы предлагаем в таблице 11. В ней мы отразили набор тех качеств, которыми должен обладать выпускник каждой ступени школьного образования: начальной, средней и старшей. Данная модель будет служить критерием оценки готовности учащегося к профессиональному самоопределению.

Модель выпускника строится с учётом мнения всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей . В основу разработки модели положены:

· положения Устава образовательного учреждения в части содержания и организации образовательного процесса,

· современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в области образования,

· потребности учащихся и ожидания их родителей.

Основные элементы модели:

· требования к обученности школьников,

· требования к готовности продолжения образования,

· требования к воспитанности школьника, его умениям выстраивать эмоционально-ценностные отношения с самим собой и другими людьми,

· требования к уровню физического развития, сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни,

· требования к общекультурному развитию.

Таблица 11 Модель выпускника на каждой ступени обучения в школе

Ступень

Психолого-педагогический портрет

Психологические качества

Личностные качества

Начальная

Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с чувством познавательного значения ощущения, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.

Средняя

Теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выбора образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности убеждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия, психические состояния, чувство собственного достоинства.

Социальная зрелость, осознание себя членом общества, осознание и критическое отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, профессиональные самоопределения, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.

Старшая

Аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целесообразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность; чувство психологической защищенности, учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность в действиях, желание и способность иметь собственное мнение, коммуникабельность, доброжелательность, эмпатия.

Социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, психосексуальная идентичность, удовлетворенность своим положением, нравственное осознание.

Основа данн

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Эфферентная моторная афазия
При поражении премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются, при сохранности отдельных движений возникают двигат ...

Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся
Чтение учителем вслух применяется на уроках географии прежде всего тогда, когда представляется необходимым познакомить учащихся с ярким и образным изображением изучаемых в курсе явлений и объектов в художественных произведениях поэтов и писателей, в путевых очерках, в дневниках и описаниях путешест ...

Основные направления развития системы образования в Челябинской области
Целью управления системой образования области является развитие и повышение роли образования как ключевого, определяющего фактора устойчивого социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности области; сохранение лидирующих позиций Челябинской областной образовательной системы в Р ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru