Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Педагогика и воспитание » Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста » Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 3

Прежде чем помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Одним из таких условий должен стать учет потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества, поскольку проблема противоречия между потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи стоит сегодня очень остро. Для решения этого противоречия необходимо выполнение следующих условий: помощь в становлении полноценного субъекта своей профессиональной жизни; оказание своевременной помощи и поддержки; научение самостоятельно преодолевать трудности; предоставление свободного выбора. При этом также нужно не забывать, что учет индивидуальных характеристик, знание возрастных особенностей и учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии также являются неотъемлемой частью психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Выполнение ряда перечисленных выше условий позволит разрешить многие вопросы, связанные с трудоустройством и запросами современного рынка труда.

Система психолого-педагогической деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников предполагает прохождение следующих этапов:

1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.

2. Целеполагания – определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего.

3. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.

4. Договорно-установочный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений, заключение договора в любой форме и готовность оптанта, обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания действий по отношению к проблеме.

5. Содержательно-деятельностный – когда действует либо сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; либо когда действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.

6. Рефлексивно-коррекционный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы, переформулирование затруднения и, при необходимости, исправление хода совместной деятельности.

Психолого-педагогическая служба в школе должна осуществлять следующие виды деятельности, благодаря которым должно улучшиться качество подготовки оптантов к профессиональному самоопределению. Во-первых, это психодиагностический минимум, который служит источником информации об учащемся. Он носит дифференциальный характер, что позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей, обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей «с проблемами обучения и развития». Данный факт принципиально важен с точки зрения последовательности дальнейших профессиональных действий психолога в отношении определенного учащегося. В этом случае сопровождающая работа со школьниками будет осуществляться в рамках всего цикла работы с данной параллелью. Этот цикл состоит из нескольких основных этапов – постановки и уточнения проблемы, а также ее решения. Постановка и решение проблемы в значительной степени – это диагностическая работа, решение проблемы закладывается на психолого-педагогическом консилиуме и осуществляется в целой системе конкретных мероприятий. Таким образом, на этапе подготовки к психолого-педагогическому консилиуму активную сопровождающую работу осуществляют психолог и классный руководитель, собирая информацию о школьниках, завуч и школьная администрация оказывают организационную поддержку, педагоги-предметники и родители выступают основными «поставщиками» информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает ст ...

Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
Важнейшим условием социально-экономического развития любого государства является эффективная инновационная политика, конечная цель которой - внедрение новых, передовых технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Сложившаяся в начале 90-х годов ситуация в социально-экономиче ...

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребён ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru