Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психофизиологические особенности младших школьников

Страница 1

Владение русским языком дает возможность ребенку усваивать все предметы школьного цикла и с успехом реализовать воспитательные возможности этих предметов. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлиться. Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, "разбросанностью", их привлекают многие "совершенно разные области знания без всякой их связи".

Известно, что учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учения, не занимают ведущего места по числу указаний на них на протяжении всего младшего школьного возраста и не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной деятельности.

Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для младших школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: от 1-го к 3-му классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности ("хочу все знать", "люблю узнавать на уроке новое", "нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное"). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер.

Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности ("люблю думать, рассуждать на уроке", "люблю решать трудные задачи").

Дети проявляют интерес, прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики "невольно" следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания. Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, способность легко переключаться с одних предметов на другие. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела. Ученые отмечают также поверхность интересов младших школьников в частности учеников 1-2 классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в 3-4 классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается, прежде всего, на их интерес к знанию вообще, на стремление узнать новое. "Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания, - замечает В.В. Давыдов, - необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные, познавательные интересы как основу учебной деятельности".

Страницы: 1 2

Это интересно:

Общая характеристика детей, принимавших участие в эксперименте
В исследовании приняло участие 28 детей в возрасте 3–4 года, из них девочек – 12 человек, мальчиков – 16 человек. Вся выборка детей была разделена на две группы в зависимости от состояния зрения. В первую группу вошли дети с нормальным зрением, во вторую группу – дети с нарушениями зрения. Характер ...

Принцип светскости государства в образовании
Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах. Характер о ...

Как физическая культура помогает оценивать себя
Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru