Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей

Педагогика и воспитание » Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР » Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей

Страница 3

шар — шара -- шаров

мяч — . -- .

дерево — . -- .

окно — окна — окон

дом — . — .

шапка — . -- .

4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар — голубой чашка — голубая платье — голубое мяч — . машина — . ведро — .

5. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол – столик

ложка - ложечка

кукла – куколка

ковер - коврик

окно — окошечко

кровать - кроватка

2. Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)

мяч из резины - (резиновый)

кувшин из стекла — (стеклянный)

платье из шелка - (шелковое)

замок из железа - (железный)

платок из шерсти - (шерстяной)

кофточка из кружев — (кружевная)

3. Образование глаголов движения с помощью приставок

ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа).

Слова для предъявления:

ходить — .; бежать — .; летать —

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог:

«Лампа висит — . столом.

Мяч упал — . пол.

Птичка слетела — .ветки.

Игрушки висят — . елке».

Г.В.Чиркина считает целесообразным начинать обследование грамматического строя речи с предварительной беседы с ребенком. Если не удается выявить аграмматизм, приходится использовать специальные приемы, выявляющие уровень грамматического строя речи.

Среди них практикуется прием составления предложений по опорным словам, по отдельным словам. В первом случае ребенку предлагается 2-3 картинки и инструкция: «Составь предложение, дополнив его соответствующими словами.»

Указанный прием позволяет установить наличие у ребенка аграмматизма.

В ходе обследования важно выявить умение детей употреблять имена существительные в разных падежах (падежное управление). Используется прием подстановки данного слова в определенном падеже. Материал для обследования — картинки, вопросы и слово в исходной форме. Детям предлагаются картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью и т.п. Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чем накрыт стол?».

В ходе обследования следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа, что представляет значительные трудности для детей с речевым недоразвитием. Материалом для обследования служат картинки: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? В саду, много чего?» (Яблонь, вишен.)

В процессе обследования выясняется умение ребенка пользоваться предложным управлением с помощью следующих заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной картинке, выполненным действиям. Материал для обследования — сюжетные картинки. (Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла выбежала собака. и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Алгоритмы прямого тестирования в интеллектуальной автоматизированной системе контроля знаний
Прямым тестированием будем называть способ контроля знаний обучаемого, при котором структура теста (т.е. набор и порядок предъявления тестовых заданий) не зависит от фактических ответов обучаемого. Практически все существующие в настоящее время АСКЗ функционируют в режиме прямого тестирования, одна ...

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Указания к орга ...

Развитие образной речи на основе фольклорного жанра
Поставив задачу знакомить детей с устным народным твор­чеством, мы хорошо понимали, что это будет знакомство с важной ча­стью духовной культуры народа, с объективными законами кра­соты. Особое место занимали занятия по составлению с детьми за­гадок о предметах старинного русского быта. Мы старались ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru