Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей

Педагогика и воспитание » Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР » Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей

Страница 3

шар — шара -- шаров

мяч — . -- .

дерево — . -- .

окно — окна — окон

дом — . — .

шапка — . -- .

4. Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:

шар — голубой чашка — голубая платье — голубое мяч — . машина — . ведро — .

5. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол – столик

ложка - ложечка

кукла – куколка

ковер - коврик

окно — окошечко

кровать - кроватка

2. Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги - (бумажный)

мяч из резины - (резиновый)

кувшин из стекла — (стеклянный)

платье из шелка - (шелковое)

замок из железа - (железный)

платок из шерсти - (шерстяной)

кофточка из кружев — (кружевная)

3. Образование глаголов движения с помощью приставок

ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа).

Слова для предъявления:

ходить — .; бежать — .; летать —

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог:

«Лампа висит — . столом.

Мяч упал — . пол.

Птичка слетела — .ветки.

Игрушки висят — . елке».

Г.В.Чиркина считает целесообразным начинать обследование грамматического строя речи с предварительной беседы с ребенком. Если не удается выявить аграмматизм, приходится использовать специальные приемы, выявляющие уровень грамматического строя речи.

Среди них практикуется прием составления предложений по опорным словам, по отдельным словам. В первом случае ребенку предлагается 2-3 картинки и инструкция: «Составь предложение, дополнив его соответствующими словами.»

Указанный прием позволяет установить наличие у ребенка аграмматизма.

В ходе обследования важно выявить умение детей употреблять имена существительные в разных падежах (падежное управление). Используется прием подстановки данного слова в определенном падеже. Материал для обследования — картинки, вопросы и слово в исходной форме. Детям предлагаются картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью и т.п. Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чем накрыт стол?».

В ходе обследования следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа, что представляет значительные трудности для детей с речевым недоразвитием. Материалом для обследования служат картинки: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? В саду, много чего?» (Яблонь, вишен.)

В процессе обследования выясняется умение ребенка пользоваться предложным управлением с помощью следующих заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной картинке, выполненным действиям. Материал для обследования — сюжетные картинки. (Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла выбежала собака. и т.д.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Методика формирования познавательной активности дошкольников
Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны – действенный, а с другой – образный способы познания. Важно выяснить, насколько связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира. Какой вид познавательной деятельности является более предпочитаем ...

Общие принципы устранения дисграфии
Изучение литературы по проблеме нарушения письма и их коррекции, у учащихся младших классов речевой школы, а также анализ данных констатирующего эксперимента, позволил разработать методику логопедической работы по устранению нарушения письма у данной категории детей. В основу методики коррекционно- ...

Цели и задачи, которые ставили перед собой в работе
Перед нами стоит задача рассмотреть применение театрального представления в рамках программы по устранению детской агрессии. Тема программы: профилактика и ликвидация агрессии у младшего школьника. Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru