Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Разработкой диагностических методик для детей с ОНР занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забранная, О.Н. Усанова и др.
М.А.Поваляева предлагает диагностику развития грамматического строя речи, целью которой ставит выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.
С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание 1. Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.
Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком и т.д.). Всего предлагается 10 предложений для понимания.
Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. (верные результаты – 1 балл, неверные – 0 баллов). Высшая оценка 10 баллов.
Задание 2: Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материалы: 10 картинок с изображением животных и их детенышей.
Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (У лисы – лисята, у лисы много лисят, и др.).
Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; 1 балл – незначительное отклонение от нормы; 0 баллов – неверные ответы.
Задание 3. Конструирование предложений
Ребенку предлагаются три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов, 2 балла – предложения сконструированы правильно; 1 балл – есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему, менее 32 баллов – низкому уровню
Г.А.Волкова считает, что исследования грамматического строя речи следует начинать с исследования способностей словоизменения:
1. Изменения слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет …. Я протягиваю руку к …. . Я беру в руки …. Я рисую … Я мечтаю о красном ….
2. Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное.
Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один или несколько предметов:
стол – столы
ухо — уши
лист — листья
пень - пни
кукла – куклы
рот - рты
глаз — глаза
стул - стулья
дерево — деревья
рукав — рукава
окно - окна
воробей - воробьи
3. Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:
Это интересно:
Диагностический инструментарий по формированию полоролевого
поведения у дошкольников
В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и опре ...
Преддипломное образование
С 1993 г. всё преддипломное обучение ведётся в форме курсов. Для программ, ведущих к получению диплома, студенты могут совмещать несколько курсов для выработки собственной учебной программы. Все курсы и академические программы должны соответствовать учебному плану, вырабатываемому каждым университе ...
Принципы лечебно-педагогической работы при
задержке психического развития
Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Среди учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 до 11%. Характерными признаками задержки психического развития являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас ...