Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические основы обучения глухих детей языку

Педагогика и воспитание » Методика обучения письму глухих детей » Теоретические основы обучения глухих детей языку

Страница 1

Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов.

Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разработал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии - проблемы обучения глухих детей языку.

Теоретическую базу существующей системы обучения глухих детей языку составляет разработанная за несколько десятилетий лингводидактическая концепция, которая представляет собой совокупность научных взглядов по аспектам:

сущность системы;

специфика языка;

процесс речевого развития в норме и патологии;

взаимосвязь языка и мышления;

механизмы компенсаторного развития;

принципы отбора языкового материала для специального изучения;

соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку;

целесообразность применения конкретных методов и приёмов;

пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики.

Любая педагогическая стратегия приобретает большую ценность, чем больше она отвечает требованиям системности, целостности, гармоничности. В современной науке придаётся большое значение системным исследованиям, анализу системных объектов. Отмечается, что не всякий набор однородных элементов или явлений составляет систему.

К характеристикам системы как гармоничного целого относятся:

1. Повторяемость целого в его частях;

2. Соподчинённость частей в целом;

3. Уравновешенность частей в целом;

4. Соразмерность частей в целом;

5. Единство целого.

Составные части системы не просто связаны с другом и взаимообусловлены, они не только входят одна в другую, обеспечивая её целостность, но и полностью раскрывают специфические черты системы в целом при анализе системной организации. Системную организацию следует представлять не трёх уровнях. На концептуальном уровне можно обозначить важнейшие теории, учения, взгляды, идеи, используемые в той или иной системе, в качестве теоретических посылок или методологических ориентиров. Структурный уровень организации системы позволяет вычленить важнейшие направления работы, этапы, составные части, подходы, методы, приёмы, пути обучения, которые должны быть связаны друг с другом, не противоречить друг другу. Субстратный (инвариантный) уровень в организации системы даёт общее представление о специфике системы, характеризуя её в виде главных принципов, базисных понятий и категорий.

В каждой системе обучения можно выделить определённые звенья, направления, что и составляет структуру. Представители каждой из известных сурдопедагогических систем стремились обобщить свои идеи в виде общих требований, принципов, положений и обозначить конституирующие всю систему понятия. Не случайно один из главных создателей коммуникативной системы – С.А. Зыков, анализируя исторический опыт обучения глухих, решительно возражал против употребления термина «чистый устный метод». С.А. Зыков утверждает: «Чистый устный метод – не метод, а система, при которой известны разные методы: аналитический, слоговой, целых слов… Метод – это путь к достижению определённых задач. Система же включает в себя определение и задач, и содержания и способы обучения и воспитания». Вместо традиционного названия «чистый устный метод» он в своих работах называл эту педагогическую систему «чисто устной системой».

Страницы: 1 2

Это интересно:

Проблемы связанны с процессами глобализации и интернационализации
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способн ...

Набор профессий, вакансии. Выбор и отбор. Сознательный личный выбор
В нашей стране существуют многие тысячи профессий. Абстрактно говоря, каждый молодой человек может выбирать свое будущее дело из всего этого необозримого многообразия. Практически, однако, спектр возможных выборов всегда значительно уже. Если бы даже человек имел представление обо всех профессиях, ...

Симантическая дислексия
Механическое чтение проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткость ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru