Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Теоретические основы обучения глухих детей языку

Педагогика и воспитание » Методика обучения письму глухих детей » Теоретические основы обучения глухих детей языку

Страница 1

Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов.

Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педагогических коллективов многих школ, он последовательно, на протяжении почти четверти века, разработал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии - проблемы обучения глухих детей языку.

Теоретическую базу существующей системы обучения глухих детей языку составляет разработанная за несколько десятилетий лингводидактическая концепция, которая представляет собой совокупность научных взглядов по аспектам:

сущность системы;

специфика языка;

процесс речевого развития в норме и патологии;

взаимосвязь языка и мышления;

механизмы компенсаторного развития;

принципы отбора языкового материала для специального изучения;

соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку;

целесообразность применения конкретных методов и приёмов;

пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики.

Любая педагогическая стратегия приобретает большую ценность, чем больше она отвечает требованиям системности, целостности, гармоничности. В современной науке придаётся большое значение системным исследованиям, анализу системных объектов. Отмечается, что не всякий набор однородных элементов или явлений составляет систему.

К характеристикам системы как гармоничного целого относятся:

1. Повторяемость целого в его частях;

2. Соподчинённость частей в целом;

3. Уравновешенность частей в целом;

4. Соразмерность частей в целом;

5. Единство целого.

Составные части системы не просто связаны с другом и взаимообусловлены, они не только входят одна в другую, обеспечивая её целостность, но и полностью раскрывают специфические черты системы в целом при анализе системной организации. Системную организацию следует представлять не трёх уровнях. На концептуальном уровне можно обозначить важнейшие теории, учения, взгляды, идеи, используемые в той или иной системе, в качестве теоретических посылок или методологических ориентиров. Структурный уровень организации системы позволяет вычленить важнейшие направления работы, этапы, составные части, подходы, методы, приёмы, пути обучения, которые должны быть связаны друг с другом, не противоречить друг другу. Субстратный (инвариантный) уровень в организации системы даёт общее представление о специфике системы, характеризуя её в виде главных принципов, базисных понятий и категорий.

В каждой системе обучения можно выделить определённые звенья, направления, что и составляет структуру. Представители каждой из известных сурдопедагогических систем стремились обобщить свои идеи в виде общих требований, принципов, положений и обозначить конституирующие всю систему понятия. Не случайно один из главных создателей коммуникативной системы – С.А. Зыков, анализируя исторический опыт обучения глухих, решительно возражал против употребления термина «чистый устный метод». С.А. Зыков утверждает: «Чистый устный метод – не метод, а система, при которой известны разные методы: аналитический, слоговой, целых слов… Метод – это путь к достижению определённых задач. Система же включает в себя определение и задач, и содержания и способы обучения и воспитания». Вместо традиционного названия «чистый устный метод» он в своих работах называл эту педагогическую систему «чисто устной системой».

Страницы: 1 2

Это интересно:

Становление и развитие клубных учреждений
В многочисленных отечественных и зарубежных источниках понятие «клуб» трактуется неоднозначно. Так, исследователь проблем этимологии Макс Фасмер в своем «Этимологическом словаре русского языка» указывает, что произношение «клуб» пришло в русскую речь через немецкое klub «клуб», а форма с «о» «клоб» ...

Содержание коррекционной помощи по коррекции моторики речи детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Формирующий эксперимент проходил с сентября 2010 по январь 2011 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, педагога и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на ре ...

Кружок вязания как средство формирования познавательных интересов школьников
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru