Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития личности

Страница 6

Когда разрабатывается педагогический проект, то четко описываются условия, определяющие режим выполнения того или иного этапа педагогической деятельности. В качестве условий выступают вре­мя выполнения каждого этапа деятельности; вид деятельности педагога и студентов в каждом технологическом звене; место осу­ществления деятельности; требования к выполнению студентами отдельных учебно-тренировочных операций; форма реализации конкретных учебных действий на каждом этапе; способы стиму­лирования студентов на каждом этапе действия педагогической технологии.

В проекте исследователь продумывает собственную роль, мес­то и свои функции, стратегию и тактику педагогического взаимо­действия с обучаемыми, способы управления педагогическим про­цессом. Управленческая концепция строится с учетом «исходного состояния субъектов» (студентов и самого преподавателя) педагогов, творческих возможностей, уровня познавательной активно­сти, мотивированности обучающихся на учебную деятельность вооб­ще и на получение конкретной специальности в частности. Все перечисленное определяется как некий ресурс, и при построении технологии у преподавателя есть возможность формирования, раз­вития, корректировки данных составляющих. «Информационное пространство предмета» заставляет исследователя определять ос­новные дидактические единицы содержания дисциплины, прин­ципы, систему методов, средств и форм учебно-познавательной деятельности студентов в рамках разрабатываемого дидактическо­го модуля. «Обратная связь» обеспечивает постоянное получение полной объективной информации, что дает педагогу возможность скорректировать возникшие в реальной практике погрешности, которые не удалось просчитать в момент создания проекта, и та­ким образом «ликвидировать неопределенности». «Обучение кад­ров» предполагает наличие у преподавателя обучающей методи­ки, направленной на высокий результат.

Третий этап — разработка методического инструментария педагога, необходимого для осуществления данной технологии. Инструментальная оснащенность технологии представляется в виде набора определенных методов, средств и форм обучения. Она дол­жна дать исследователю ответ на вопросы «Чему учить?», «Как учить?», «Чем учить?». Чтобы технология обучения приобрела ста­тус авторской, следует особо выделить, что преподаватель дол­жен хорошо ориентироваться в дидактических возможностях но­вых информационных технологий обучения, иметь определенный арсенал разнообразных методических точек зрения в виде обоб­щенного опыта работы педагогов-новаторов.

Четвертый этап — подбор и составление методик замера результатов реализации педагогического замысла. Работа препо­давателя здесь осуществляется по двум направлениям. Во-первых, систематизируются требования к уровню знаний, умений и навы­ков, полученных обучающимися, по результатам изучения конкрет­ной дисциплины и разрабатываются критерии и параметры, по которым будут фиксироваться реальные результаты обучения. Во-вторых, набирается пакет диагностических методик в виде экс­пресс-опросов, анкет, контрольных работ, позволяющих провес­ти контроль знаний, умений и навыков (ЗУН) студентов и сопо­ставить их с планируемыми результатами с учетом специфики со­держания конкретного учебного предмета.

Рассмотрим механизм освоения педагогической технологии. Говорят о трех стадиях. Первая стадия — это выделение и создание условий для реализации технологии. Вторая — это ста­дия практического конструирования, на которой весь описанный методический инструментарий как бы примеряется к опыту и про­фессиональному уровню данного преподавателя, к особенностям данной конкретной учебной группы. Третья заключается в оп­робовании и фиксировании реальных результатов обучения. Осво­ение технологии — процесс довольно длительный: иногда на про­тяжении года, двух лет и т. д. накапливается и систематизируется личный педагогический опыт конкретного преподавателя, позво­ляющий при повторении учебной работы в рамках заданного мо­дуля выявлять новые резервы методического совершенствования педагога, новаторские находки которого органически входят в систему дидактического модуля.

Важное условие нормальной реализации технологии составля­ет неукоснительное соблюдение ряда методологических принци­пов: доверия педагогическому профессионализму преподавателя; объективности используемой педагогической информации как основы формирования и применения технологии; динамичной общности преподавателя и студентов в учебном процессе; систе­матического координирования методики усвоения предметных уме­ний и динамики формирования общеучебных умений; единства содержательных, процессуальных, мотивационных сторон при про­ектировании технологии обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru