Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проектирование социобразовательной среды как фактор целостного развития личности

Страница 7

В практической реализации технологии необходимо проследить ее результативность. Она выражается в том, насколько гарантиро­ванно подготовлен каждый студент на любом отрезке учебного процесса с учетом безусловного достижения им базового уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также безопасности обучения, воспитания и развития обучаемого.

Разработка и внедрение в практику новых педагогических тех­нологий обучения требуют выбора и мотивировки адекватных кри­териев и показателей оценки их эффективности. Сложность данно­го процесса состоит в том, что система критериев должна обеспе­чивать достаточную степень объективности, т. е. давать целостную и всестороннюю оценку изучаемого явления во всем его многооб­разии и полноте. Существует несколько подходов к выделению и систематизации критериев эффективности педагогической техно­логии.

Базисным основанием первого подхода служит утверж­дение, что отличительные особенности любой технологии — это четкая структура и достаточно высокий уровень алгоритмизации. Эти два основных требования отражаются в интегральном крите­рии технологичности. Его использование позволяет оценить, яв­ляется ли конкретная педагогическая разработка технологией, га­рантирует ли она достижение поставленных целей, а также пока­зывает ли, насколько соблюдены требования, обеспечивающие успешное течение всего технологического процесса. Эти требова­ния определяют, что совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и разви­тия данного процесса и осуществляться на основе его анализа; обязательно точное перечисление всех действий и операций, не­обходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их реализации; выполнение каждой опе­рации или процедуры должно сопровождаться действиями, по­зволяющими осуществлять обратную связь.

Эффективность проектирования новых технологий обучения проверяют частными критериями, совокупность которых и выра­жает общий интегральный критерий технологичности.

Первым критерием выступает критерий расчленения, разделе­ния процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции, процедуры. Разбивка процесса обучения на обучающие эпизоды, воспроизводимые в определенной последовательности с ориентацией на четко поставленные цели, позволяет опреде­лить границы требований к субъекту, действующему по данной технологии, и обеспечить оптимальную или близкую к ней дина­мику развития процесса. Целесообразно разделение процесса на этапы осуществлять опираясь на позиции интегративного подхо­да, в частности на требования к конструированию блоков, имею­щих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием.

Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Его ос­новные функции составляют оценка выполнения процедур и опе­раций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обес­печивающих надежность достижения результата. В педагогических технологиях понятие «алгоритмичность» характеризуется вариа­тивностью исходных условий, многозначностью приемлемого ре­зультата, его вероятностным характером. Однако здесь следует учесть, что чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответ­ствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.

Интегральный критерий технологичности включает в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основная функция — оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.

Для создания целостного представления об эффективности спроектированной технологии обучения в процессе ее функцио­нирования необходима разработка критериев и показателей по каждому из компонентов, поскольку именно они представляют собой пути реализации функций обучения и непосредственно ве­дут к достижению поставленной цели.

Рассмотрим систему оценки эффективности процесса обуче­ния по каждому из его компонентов. Так, содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержа­ния обучения, слагаемыми которого становятся качественные и количественные показатели.

К качественным относятся:

- целостность отражения в содержании обучения задач обра­зования, воспитания и развития;

- структурное соответствие содержания обучения принятой пси­холого-педагогической концепции усвоения;

- отражение в содержании обучения современного уровня раз­вития науки, техники и производства;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru