Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В практической реализации технологии необходимо проследить ее результативность. Она выражается в том, насколько гарантированно подготовлен каждый студент на любом отрезке учебного процесса с учетом безусловного достижения им базового уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также безопасности обучения, воспитания и развития обучаемого.
Разработка и внедрение в практику новых педагогических технологий обучения требуют выбора и мотивировки адекватных критериев и показателей оценки их эффективности. Сложность данного процесса состоит в том, что система критериев должна обеспечивать достаточную степень объективности, т. е. давать целостную и всестороннюю оценку изучаемого явления во всем его многообразии и полноте. Существует несколько подходов к выделению и систематизации критериев эффективности педагогической технологии.
Базисным основанием первого подхода служит утверждение, что отличительные особенности любой технологии — это четкая структура и достаточно высокий уровень алгоритмизации. Эти два основных требования отражаются в интегральном критерии технологичности. Его использование позволяет оценить, является ли конкретная педагогическая разработка технологией, гарантирует ли она достижение поставленных целей, а также показывает ли, насколько соблюдены требования, обеспечивающие успешное течение всего технологического процесса. Эти требования определяют, что совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа; обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их реализации; выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.
Эффективность проектирования новых технологий обучения проверяют частными критериями, совокупность которых и выражает общий интегральный критерий технологичности.
Первым критерием выступает критерий расчленения, разделения процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции, процедуры. Разбивка процесса обучения на обучающие эпизоды, воспроизводимые в определенной последовательности с ориентацией на четко поставленные цели, позволяет определить границы требований к субъекту, действующему по данной технологии, и обеспечить оптимальную или близкую к ней динамику развития процесса. Целесообразно разделение процесса на этапы осуществлять опираясь на позиции интегративного подхода, в частности на требования к конструированию блоков, имеющих общую структуру, но наполняющихся разным содержанием.
Вторым критерием служит критерий алгоритмичности. Его основные функции составляют оценка выполнения процедур и операций, включенных в технологию, и соблюдение условий, обеспечивающих надежность достижения результата. В педагогических технологиях понятие «алгоритмичность» характеризуется вариативностью исходных условий, многозначностью приемлемого результата, его вероятностным характером. Однако здесь следует учесть, что чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.
Интегральный критерий технологичности включает в себя и частный критерий управления процессом обучения. Его основная функция — оценка спроектированной технологии обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения.
Для создания целостного представления об эффективности спроектированной технологии обучения в процессе ее функционирования необходима разработка критериев и показателей по каждому из компонентов, поскольку именно они представляют собой пути реализации функций обучения и непосредственно ведут к достижению поставленной цели.
Рассмотрим систему оценки эффективности процесса обучения по каждому из его компонентов. Так, содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, слагаемыми которого становятся качественные и количественные показатели.
К качественным относятся:
- целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;
- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;
Это интересно:
Возможности использования интерактивной доски в начальной школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...
Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по Республике Башкортостан
В итоговый перечень мониторинга вошли 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов. Неэффективными и нуждающимися в той или иной реорганизации признаны 136 вузов и 450 филиалов. В их число попали и учебные заведения Башкортостана. Это два самостоятельных вуза – БГАУ и УГАЭС, два филиала УГАЭС (Би ...
Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...