Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников » Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Страница 8

Сложившийся уровень мотивации человека может влиять на процесс протекания деятельности. Вместе с тем характер деятельности может предопределить изменение мотивационной сферы.

Потребности, желания, интересы в структуре деятельности отражаются как ее мотивы. Мотивы выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятельности, как мощнейшие регуляторы его поведения. Предметы, в отношении которых должна быть направлена активность для достижения цели, называются условиями. От них зависит не только способ осуществления деятельности или действия (точнее, от сопротивления условий субъекту), но ими определяются и целеобразование, и "мотивообразование", и удовлетворение потребности. В начале своей школьной жизни ребёнок, имея внутреннюю позицию школьника, хочет учиться. Здесь доминируют широкие социальные мотивы учения. Среди этих мотивов большую роль играет мотив получения высоких отметок, потому что часто высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог эмоционального благополучия, предмет гордости. Кроме того, в классе, где мнение учителя - авторитарное единственное мнение, с которым все считаются, отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус. Отметка - реально действующий мотив, т.к для получения высокой отметки ребёнок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задания.

Такие социальные мотивы учения, как: долг, ответственность, необходимость получения образования, осознаются учениками, придают определённый смысл их учебной работе, но остаются только "знаемыми" (по выражению А.Н. Леонтьева). Это происходит потому, что абстрактное понятие долга или далёкая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать к работе не могут. Социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в мотивационных системах. Мотивация неуспевающих первоклассников отличается от мотивации успевающих. При наличии сильного мотива получения высокой отметки их круг социальных мотивов сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что понятие "мотив" является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, базовые понятия "мотив" и "мотивация" используются в разных смыслах. Теоретическое понимание процесса возникновения и усиления мотивации основано на знании и учете всего набора потребностей и организации условий по удовлетворению этих потребностей. Психологическими механизмами развития учебно-познавательной мотивации у детей являются: подражание, механизм "сверху вниз" и механизм "снизу вверх". В формировании и развитии мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства. В педагогическом аспекте важно в первую очередь проследить, как можно через деятельность влиять на формирование мотивации. Для этого необходимо учитывать своеобразие проявления мотивации в учебной деятельности младших школьников. Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т.е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Контроль, оценка и учет учебной работы учащихся производятся как по ее ходу, начиная с самого ее начала и до конца, так и в форме контрольно-оценочного этапа.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru