Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников » Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Страница 7

Потребности в безопасности.

Потребности в принадлежности и любви.

Потребности уважения (почитания).

Познавательные потребности.

Эстетические потребности.

Потребности в самоактуализации.

Данная иерархическая система подчиняется правилу: "Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение тогда, когда предыдущие ступени реализованы" и направлены на реализацию изначальной мотивационной силы человека - самоактуализацию. На базе потребности в самоактуализации складывается особый тип мотивации, позволяющий развить в человеке совокупность определённых личностных свойств. Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа потребностей. Начинается группа с определённого биологического прототипа, свойственного почти в равной мере и животным, и младенцу. Выстраиваются группы в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице отражает более высокую степень социализации.

Для перехода к деятельности необходимо соотнесение потребности с предметом, который способен данную потребность удовлетворить. В соответствии с теорией деятельности, деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека. Деятельность имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. Существует в двух формах - практической и теоретической.

Психологическая и педагогическая трактовка терминов учения и учебной деятельности не совпадают.

Деятельность, по А.Н. Леонтьеву, имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную. Их единство есть единичный акт деятельности, рождаемой из потребности. Наиболее важными характеристиками любой человеческой деятельности являются структурность и направленность. В теории деятельности мотив рассматривается в качестве ее предмета (или предмета потребности). Следовательно, основной характеристикой деятельности может считаться ее предметность. В деятельностной концепции предмет деятельности (мотив) рассматривается как предмет активного отношения организма, как "нечто, к чему относится именно живое существо, как предмет деятельности" и как предмет, "способный удовлетворить потребность" или же как средство удовлетворения потребности, которое воспринимается субъектом как таковое.

На психологическом уровне деятельность - это такая единица жизни, которая опосредована "психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире".

Деятельности без мотива не бывает. В то же время "немотивированная" деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Среди мотивов есть такие, которые наиболее адекватны учебным задачам. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Если такие мотивы формируются у ученика, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи.

Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый учащимся через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. Учение только тогда можно считать собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в данном случае мотивом, в котором находит свое предметное воплощение познавательная потребность ученика. Они одновременно выступают и как цель этой деятельности. Если такой потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В последнем случае учение уже не является деятельностью, так как овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности субъекта, а служит лишь промежуточной целью. В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность. Знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, так как процесс учения побуждается не ими, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности. С точки зрения успешности процесса учения преимущество всегда за учением-деятельностью, имеющим непосредственную связь с потребностями учащегося.

Феномен "сдвиг мотива на цель" представляет собой один из вариантов мотивационного опосредования. По аналогии можно обозначить другие варианты сдвига мотива на условия, средства, сигнал, символ и другие моменты, значимые для его достижения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Проверка практических и лабораторных работ
С помощью этого метода получают данные об умении учащихся применять полученные знания при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами, чертежными и измерительными инструментами, приборами. Преподаватель получает отчет ученика, в котором приводится только результат или с ...

Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и понимание ...

Воспитание, его методы и задачи
В формировании личности, в частности, и общества, в целом, значительную роль играет ряд факторов. Воспитание, обучение, образование являются одними из важнейших. Так Достоевский сказал: «Человек облагораживается образованием», но бывает так, что «образование уживается иногда с таким варварством, та ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru