Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников » Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников

Страница 5

Модальностью - положительной или отрицательной эмоциональной окрашенностью.

Действенностью - способностью актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное для дела решение.

Указанные параметры образуют содержательные и динамические аспекты. Первые указывают на личностный смысл деятельности, действенность мотива, место мотива в общей мотивационной структуре, на самостоятельность возникновения и проявления мотива, на степень его осознанности и широту влияния, то есть определяют избирательность процессов. Вторые указывают на устойчивость, модальность, силу мотива, быстроту возникновения, определяют длительность и интенсивность процесса, готовность к определённому уровню и его функциональные направленности.

Возможность проблемы целенаправленного формирования и развития мотивов и потребностей человека обусловлена связью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом.

В нашем исследовании мотивация будет рассматриваться как сложная система, в которою включены иерархические структуры. Иерархическая структура - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Структура как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта.

Представление о единстве природного и социального в человеке, т.е. организма и личности, отражено в структуре личности и индивидуальности, предложенной Л.С. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, систематизированной их последователями. Выделены следующие подструктуры личности: потребности и мотивы, темперамент, способности, характер, направленность. В рассматриваемом контексте мотивация выступает относительно устойчивой и индивидуально неповторимой системой мотивов, в основе которой лежит сочетание материально-биологических, социальных и индивидуальных потребностей.

Во взаимодействии системы потребностей и мотивационной системы личности в процессе мотивации можно рассмотреть два аспекта - горизонтальный и вертикальный. В горизонтальном плане любая из потребностей личности или её мотив системно связан с другими потребностями или мотивами, их актуализация в данный момент есть функционирование всей системы; конкретная потребность или мотив выступает в качестве системообразующего фактора. Следовательно, в процессе отражения человеком окружающего мира через конкретную потребность или мотив опосредовано участвует вся система потребностей и мотивов. В вертикальном аспекте в многократно мотивированном удовлетворении потребности наступает фаза, когда потребность связывается напрямую с предметом и окружающими его условиями, минуя процесс мотивации. Здесь этап мотивации предстаёт в снятом виде.

Таким образом, любое из побуждений личности в процессе отражения действует функционально.

Однако не все свойства и структурные компоненты личности работают в процессе мотивации в одинаковой степени, но в определённой ситуации действуют все сразу функционально, системно, иерархично - одни непосредственно, другие опосредовано. Система мотивации деятельности включает в себя различные типы механизмов: врожденные (биологические) и приобретенные (социальные), порождающие и реализовывающие мотивацию в специфических условиях и ситуациях. Мотивационное опосредование есть способ развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том, что воспитатель пытается переключить существующее мотивационное значение на новый предмет. Основным механизмом развития биологической мотивации считается мотивационное обусловливание, т.е. переключение эмоционального переживания в образе с фиксацией на новом содержании, при этом фиксация в силу объективных связей становится мотивационным. Таким образом, в основе этих двух механизмов лежит переключение. Акт эмоционального переключения составляет основу данных механизмов, выступает универсальным механизмом развития мотивации, а, следовательно, является общим для биологического и социального уровней мотивации. Мотивационное обусловливание и опосредование представляют собой качественно различные "единицы" развития мотивации, соответствующие двум главным линиям этого развития: непосредственному, спонтанному и социально контролируемому и специально организованному.

Психологи выделяют два типа мотивации и соответствующие им двух типов поведения: 1) внешней мотивации и, соответственно, внешне мотивированного поведения и 2) внутренней мотивации и, соответственно, внутренне мотивированного поведения.

Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности. Достаточно инициирующему и регулирующему факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация, прежде всего, основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции. Эти виды внешней стимуляции инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Наиболее ярко данный тип мотивации представляем в психологических теориях у бихевиористов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

История возникновения метода проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также ...

Общеобразовательная школа в системе диверсификации образования
Общеобразовательная школа - учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы. В этом качестве школа — предмет ис­следования различных дисциплин. Только в педагогике проблематика школы занимает вполне самостоятельное место. Изученность различных аспектов деятельности школы в ...

Содержание технологии игрового обучения
Проблемы игры – одна из фундаментальных проблем дидактики. «Дидактика игры», ее практическая ценность становится все более актуальной и значимой. Ведь именно эта технология позволяет «повернуть школу к личности, способствует ее саморазвитию и самореализации. С.А.Шмаков с присущей ему образностью пи ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru