Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В тех классах, где интеллектуальный потенциал и уровень обучаемости детей достаточно высок, педагог-психолог может использовать не всю программу курса, а структурировать занятия, исходя из способностей и потребностей учащихся. Поэтому в таких случаях возможно сокращение курса до одного года обучения с акцентированием внимания на формировании компонентов готовности к обучению в основной школе.
Представленная программа рекомендуется к применению прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Групповые занятия с учащимися (на которые рассчитан данный курс) не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи. Как известно, и групповые, индивидуальные занятия с детьми являются плановыми формами работы школьного психолога.
Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена, по крайней мере, двумя факторами:
– во-первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей;
– во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности.
Поэтому в задачи работы психолога входят также тренинговые занятия, приобщающие детей к условиям коллективной познавательной деятельности.
Таким образом, специальный психологический курс развивающих занятий педагога-психолога в начальной школе решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному развитию младших школьников, подготавливая их к переходу на следующую ступень школьного образования.
Итак, кратко представим тематический план курса развивающих занятий по психологии на 1-ый год обучения.
Занятий №1 на тему «Давайте познакомимся .»: представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей. Правила и приемы доброжелательного общения.
Занятие №2 на тему «Диагностическое занятие»: диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности.
Занятий №3 на тему «Умеем ли мы общаться?»: почему люди общаются; как можно общаться; кого называют общительным человеком; формирование навыков общения со сверстником.
Занятий №4 на тему «Как подружились Хочу и Надо»: рассказ о «Хочу» и «Надо», которые доставляют много хлопот человеку, не умеющему определить, что бывает важнее; анализ собственных потребностей и обязанностей.
Занятие №5 на тему «Смешной и грустный Человек Рассеянный»: значение внимания в жизни человека; как внимание помогает учиться; способы развития и тренировки внимания.
Занятие №6 на тему «Как мы воспринимаем информацию»: особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, диагностика целостности восприятия; развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях.
Занятие №7 на тему «Секреты нашей памяти»: информация о возможностях человеческой памяти; анализ трудностей запоминания и воспроизведения; приемы развития зрительной и слуховой памяти; мотивация на запоминание.
Занятие №8 на тему «Развиваем память»: как запомнить больше и лучше; связи между запоминаемым; логическая цепочка запоминаемого; образы при запоминании.
Занятие №9 на тему «Образ и мысль»: построение последовательного ряда сюжетных картин: создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.
Занятие №10 на тему «Думаем играя»: кого называют наблюдательным человеком; почему важно уметь наблюдать; установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений.
Занятие №11 на тему «Необычное в обычном»: анализ и сравнение признаков раз личных предметов; поиск недостающих признаков; что можно и что нельзя сравнивать; упражнения по аналитическому сравнению.
Занятие №12 на тему «Как Колобок превращается в Кубик»: выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта; поиск существенных признаков; синтезирование объекта по его признакам.
Это интересно:
Функциональная пропедевтика на уроках математики в
V классе
В V классе можно указать ряд упражнений, в которых учащиеся имеют дело в скрытой форме с переменными величинами. К ним относятся упражнения на изменение суммы, разности, произведения и частного дроби. Например, вопрос, как изменится произведение, если множитель увеличить в 2 раза, связан с изменени ...
Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового
эгоцентризма
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказыв ...
Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил: ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах; исключения задержки дыхания в ...