Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Проведение занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста » Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста

Страница 3

При разработке содержания психологических занятий основное внимание нами было уделено таким двум основным направлениям работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста, как: сопровождение процесса адаптации первоклассников к условиям начальной школы; развитие личностного и творческого потенциала младших школьников с целью их подготовки к переходу в среднюю школу.

Так, психологическая адаптация, понимаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех представлений и отношений с окружающими людьми. Было выявлено, что характер и особенности общения ребенка со взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ребенка к детскому учреждению.

Соответственно коррекция дезадаптации должна проводиться 1) как предупреждение и преодоление негативных последствий социальной депривации и 2) как задача формирования у ребенка адекватных форм общения со взрослым и сверстниками.

Соответственно одним из важных направлений работы школьного психолога в начальной школе является развитие мотивационной сферы детей, рост эффективности их адаптации. Эта работа может проводиться как в виде познавательно-обучающих занятий (которые вызывают интерес к обучению, открывают перед ребенком мир знаний и, соответственно, приводят к росту учебной мотивации), так и виде «больших» игр (организованной игровой деятельности).

В Приложении 1 представлен набор познавательно-развивающих занятий («Соль и перец», «Невидимые чернила», «Согнутые косточки», «Летающие пробки»), организованных групповых игр («Волшебная поляна»).

Также исходя из названных выше особенностей методики проведения занятий по психологии нами был разработан курс развивающих занятий по психологии, рассчитанный на два года обучения (третий и четвертый классы).

Первая часть курса (3-й класс) рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.

Цель первого этапа работы – активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач 1-го этапа (года) занятий в курсе выделены следующие:

– развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

– формирование приемов образного и логического запоминания;

– расширение объема памяти;

– обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;

– развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

– знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;

– формирование связной и последовательной речи учащихся.

На 2-м этапе обучения (4 класс) продолжается работа по направлениям первого этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.

Таким образом, в целом вводимый психологический развивающий курс включает в себя следующие содержательно-целевые блоки:

1. Коррекция и развитие основных интеллектуально-познавательных функций.

2. Обучение способам решения интеллектуально-познавательных задач (на основе формирования учебных действий).

3. Формирование социально-коммуникативных действий.

4. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень.

Каждый из представленных содержательных блоков включает в себя как системообразующие задачи развития субъектности ребенка (во всех представленных аспектах деятельности), так и формирования у него познавательной мотивации, как ведущих показателей психологической готовности на новом этапе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения
В рамках анализа феномена самостоятельности как сложного, структурного образования педагогами и психологами предпринимается попытка выделения ее видов, их компонентного состава, исследуется процесс их формирования, причем особое внимание в рассмотрении данного качества уделяется изучению его проявл ...

Содержание понятия «связная речь»: психологический и психолингвистический аспекты
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. По определению, А.А. Леонтьева, речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств яз ...

Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru