Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»

Педагогика и воспитание » Автор и повествователь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" » Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»

Страница 1

Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы.

В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания.

Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились?

Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. Он понимал свое предназначение пророка.

Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним.

Учащиеся: Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной скоростью и человек с ним уживается.

Учитель: Давайте попробуем соединить все высказывания в единую мысль. Что получится?

Учащиеся: Считая себя пророком, Гоголь верил, что именно он должен указать человечеству на его грехи.

Учитель: Попытаемся ответить, на какие грехи указывал Гоголь.

Итак, 1 задание: Назовите эти ложные ценности.

Учащиеся: Это книга Манилова с закладкой на 14 странице, это знания о мире через голландские рубашки, это вещи, к которым человек как бы прилип. Во дворе у Коробочки индейки, куры, огороды с луком, картофелем. У Ноздрева – конюшня, стойла, кузница. Превзошел всех Плюшкин. Это конечный результат пошлого накопления.

Учитель: А зачем Гоголь дает такие подробности?

Учащиеся: Он дал понять, что же в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Поэтому в произведении нет ни одного красивого человека.

Задание 2: Докажите это по тексту.

Учащиеся: «Ни то, ни се», «не то баба, не то мужик», старухи, держащие голову несколько высоко».

Учитель: Действительно, откуда взяться красивому телу, если поражена душа. Проследим дальше за мыслью Гоголя. О чем рассуждает он?

Учащиеся: О человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена.

Задание 3: Доказать на примерах текста, что Гоголь рассуждает о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека.

Учащиеся: « .иной почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами, и, может быть, только в другом кафтане». «Мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни».

Учитель: Зло прочно ужилось и торжествует сегодня. В этом Гоголь действительно пророк. А не кажется ли вам необычными пространственно-временные отношения?

Задание 4: Докажите, что Чичиков едет по кругу?

Учитель: А как живет каждый персонаж отдельно взятый?

Учащиеся: В своем собственном мире, замкнутом пространстве.

Задание 5: Докажите призрачность существования героев:

а) через цвета («голубенький вроде серенький, дни не то ясные, не то мрачные, лес «темнел каким-то скучно-синеватым цветом»)

б) через изолированность помещиков друг от друга («живут рядом и не знают друг друга»)

в) время года (Манилов живет среди цветущих кустов сирени, его мужики сидят в тулупах. У Плюшкина – лето, а в губернском городе зима. Чичиков в теплом картузе, а Манилов появляется в медвежьей шубе).

Учитель: Выходит, что у каждого – и свое время года. Нет реальности внутри этих «царств». А сам Чичиков, кто он? Какова цель его появления?

Учитель: Как вы понимаете выражение: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирает человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

Учащиеся: Если человеческая душа будет погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, будет только блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло.

Дети вместе с учителем делают вывод, что человеческий разум заблуждается, живя лишь куплей-продажей, накоплением вещей, чревоугодием. Становится страшно, что мы наблюдаем это сегодня. Таким образом, все факты жизни, по Гоголю, не есть еще смысл жизни, смысл следует искать за пределами фактов.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку определенного цвета (красная фишка – 5, синяя – 4). В конце урока подсчитываются баллы, выставляются оценки.

В работах по данной теме «Автор и повествователь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» нет единства мнения. Многие исследователи, такие как А.М.Докусов, М.Т.Качурин подходят к различению автора и повествователя через описание их роли в тексте.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Специфика развития критического мышления школьников на уроках, практикуме и практических работах по географии
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». Урок с использованием технологии развития критического мышления по тема «Вет ...

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа
Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного зна ...

Функции и правила педагогического общения
В психолого-педагогической литературе последних лет прослеживается явный интерес к исследованию взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Особую актуальность эта проблема приобретает для педагогики, поскольку практически все основные проблемы (активизация познания, развитие творческой ин ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru