Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе

Педагогика и воспитание » Моделирование учебного процесса » Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе

Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл. Однако в зависимости от педагогического уровня разработки программы, представленность и степень разработанности каждого элемента в программе бывает различной (иногда даже нулевой, на эмпирическом этапе создания УМК), что и определяет общее качество программы . Таким образом, совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с точки зрения психолого-педагогической науки, описании в ней каждого элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.

Ниже, исходя из деятельностного принципа в построении педагогической цели и ее обоснования, рассмотрим, как в современных условиях он позволяет решать поставленную задачу, учитывая, что определение целей обучения и воспитания - одной из наиболее слабых звеньев действующих программ.

После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения, учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки учащихся, ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность учебного материала.

Содержание обучения должно возможно более точно отражать

требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника. При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, “на всякий случай”, ”для общего развития”, явно не связанных с конкретной деятельностью в ближайшей перспективе (3-5 лет) пребывания учащегося в вузе и на производстве. Наполнение программ учебным материалом, характерное для эмпирического этапа создания, потребность в котором не диктуется ближайшими целями обучения и работы, ведет к их перегрузке, а обучение становится формальным , а не целенаправленным. Ниже этот вопрос рассматривается более детально и конкретно.

Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения

составляют основу для третьего шага ( первый- цели, второй- отбор

содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения. Программа всегда должна предполагать использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых можно реализовать ее на практике. Это требование. однако. практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не оказывается необходимой помощи в этом отношении. Он предоставлен самому себе, что часто обозначается как свобода творческого выбора. Практика же четко показала, что

в этом случае вместо построения адекватного целям и содержанию обучения учебного процесса все бремя его поисков перекладывается на плечи учащихся под лозунгом развития самостоятельности студентов.

Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны, то выбор дидактического процесса - это действительно творческая оптимизационная задача для педагога .Ее решение показано ниже. В программе обязательно предлагаются некоторые варианты известных в дидактике эффективных ( для данных целей) процессов. однако преподаватель может создать и применить и более эффективный дидактический процесс, что обогатит учебно-методический комплекс данной дисциплины.

Наконец. последним этапом создания программы является обоснование наиболее приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех учебных условий, в которых должен быть осуществлен дидактический процесс . Организационные формы обучения так же вариативны , как и дидактический процесс. Рекомендации программы в этом случае не ограничивают творчества преподавателя, но задают ему определенные возможности для выбора.

Это интересно:

Лингвистические основы обучения первоклассников чтению и письму
Процесс обучения грамоте учитывает не только психологические особенности тех, кто начинает осваивать письменную речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение грамоте может быть успешным в том случае, если методика принимает также во внимание лингвистически ...

Прием “оперирование образами” как компонент системного мышления
“Оперирование образами” рассматривается психологами как компонент системного мышления. Представим описание системного мышления, его компонентов и его связь с теоретическим мышлением. Согласно концепции В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, компонентами теоретического мышления являются рефлексия, анализ и ...

Технология создания и применения мультимедийных презентаций
Основной формой работы с проектором является создание презентаций. Презентация – система взаимосвязанных сложных объектов – слайдов, каждый слайд может состоять из текста, рисунка, клипа и звука. Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как выбор общего оформле ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru