Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе

Педагогика и воспитание » Моделирование учебного процесса » Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе

Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое направлено на выполнение, указаны рекомендуемое дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл. Однако в зависимости от педагогического уровня разработки программы, представленность и степень разработанности каждого элемента в программе бывает различной (иногда даже нулевой, на эмпирическом этапе создания УМК), что и определяет общее качество программы . Таким образом, совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с точки зрения психолого-педагогической науки, описании в ней каждого элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.

Ниже, исходя из деятельностного принципа в построении педагогической цели и ее обоснования, рассмотрим, как в современных условиях он позволяет решать поставленную задачу, учитывая, что определение целей обучения и воспитания - одной из наиболее слабых звеньев действующих программ.

После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения, учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки учащихся, ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность учебного материала.

Содержание обучения должно возможно более точно отражать

требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника. При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, “на всякий случай”, ”для общего развития”, явно не связанных с конкретной деятельностью в ближайшей перспективе (3-5 лет) пребывания учащегося в вузе и на производстве. Наполнение программ учебным материалом, характерное для эмпирического этапа создания, потребность в котором не диктуется ближайшими целями обучения и работы, ведет к их перегрузке, а обучение становится формальным , а не целенаправленным. Ниже этот вопрос рассматривается более детально и конкретно.

Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения

составляют основу для третьего шага ( первый- цели, второй- отбор

содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения. Программа всегда должна предполагать использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых можно реализовать ее на практике. Это требование. однако. практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не оказывается необходимой помощи в этом отношении. Он предоставлен самому себе, что часто обозначается как свобода творческого выбора. Практика же четко показала, что

в этом случае вместо построения адекватного целям и содержанию обучения учебного процесса все бремя его поисков перекладывается на плечи учащихся под лозунгом развития самостоятельности студентов.

Если цели обучения и его содержание в определенной мере стабильны, то выбор дидактического процесса - это действительно творческая оптимизационная задача для педагога .Ее решение показано ниже. В программе обязательно предлагаются некоторые варианты известных в дидактике эффективных ( для данных целей) процессов. однако преподаватель может создать и применить и более эффективный дидактический процесс, что обогатит учебно-методический комплекс данной дисциплины.

Наконец. последним этапом создания программы является обоснование наиболее приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех учебных условий, в которых должен быть осуществлен дидактический процесс . Организационные формы обучения так же вариативны , как и дидактический процесс. Рекомендации программы в этом случае не ограничивают творчества преподавателя, но задают ему определенные возможности для выбора.

Это интересно:

Понятие «экономическое воспитание»
В последнее десятилетие отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности. «Когда же следует начинать знакомство с экономикой?», «С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?», «Можно ли говорить об экономическом воспитании самых ...

Использование карт на уроках истории
В сегодняшней ситуации отсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Так, например, Апеннинский полу ...

Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы. Коллективные формы. На групповых ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru