Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Формирование гармонично и всесторонне развитой личности как идеальная цель воспитания

Педагогика и воспитание » Взаимозависимое развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников старшей группы » Формирование гармонично и всесторонне развитой личности как идеальная цель воспитания

Страница 2

В педагогике термин «гармония» употребляется в единстве с термином «всесторонний». Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Идея гармоничности развития личности уходит своими корнями во времена Древней Греции, где первоначально зародилось понятие «калокагатии», что означает «прекрасный» в духовном и физическом отношениях. Анализируя историю развития педагогической науки, И.Ф. Харламов отмечает, что данная идея, выступающая в качестве основной цели воспитания, на протяжении веков то предавалась забвению, то вновь возникала, при этом длительное время носила характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована.

Идея гармоничности и всесторонности развития, не смотря на критику со стороны ведущих учёных за её неконкретность , так или иначе,. присутствует и в современных воспитательно-образовательных программах.

Необходимость её воплощения в педагогической практике В.С. Селиванов обосновывает тем, что в период интенсивного развития промышленности и частых экономических кризисов гармоничное и всестороннее развитие личности становится объективной потребностью.

По мнению С.А. Козловой воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - цель идеальная. Она необходима, т.к. служит ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. При этом сложноорганизованная структура — «личность» подвергается «расчленению» на отдельные составляющие, каждой из которых отводится определённое место в системе воспитания.

Б.С. Гершунский замечает, что образовательный процесс может быть эффективным лишь при условии его целостности, «ибо и сама личность человека целостна». Попытки искусственного расчленения этой целостности, «осуществления раздельного обучающего, воспитательного или развивающего влияния на те или иные качества личности заранее обречены на провал», т.к. «ведут к нарушению гармонии целостной личности».

Всесторонность и гармоничность воспитания, по мнению Т.А. Ильиной, И.Ф. Харламова, означает то, что все стороны личности должны: формироваться одновременно ив тесной взаимосвязи между собой. К сожалению, «дружное и гармоничное общежитие» образуется не всегда. Часто между отдельными сторонами « .разгорается борьба, в результате которой какая-нибудь одна из них приобретает господство».

По мере развития общества содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности изменяются, обогащаются.- и совершенствуются. Однако, как видно из таблицы 1, физическое и умственное воспитание, остаются постоянными составляющими данного понятия. В связи с чем возникает необходимость более детального рассмотрения* этих направлений.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил: ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах; исключения задержки дыхания в ...

Основные принципы деятельности методической работы
Систематизирующим фактором развития методической службы являются принципы ее деятельности, а именно: 1. Принцип сравнительного педагогического анализа. Позволяющей определить место авторской педагогической идеи в общем педагогическом процессе, увидеть свое продвижение, выверить свою позицию в сравн ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей
Задачи данного параграфа. Раскрыть особенности поведения детей младшего школьного возраста из неполных семей В результате одностороннего воспитания могут появиться различные нарушения в развитие личности ребенка. И не исключено, что дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного во ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru