Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В педагогике термин «гармония» употребляется в единстве с термином «всесторонний». Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Идея гармоничности развития личности уходит своими корнями во времена Древней Греции, где первоначально зародилось понятие «калокагатии», что означает «прекрасный» в духовном и физическом отношениях. Анализируя историю развития педагогической науки, И.Ф. Харламов отмечает, что данная идея, выступающая в качестве основной цели воспитания, на протяжении веков то предавалась забвению, то вновь возникала, при этом длительное время носила характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована.
Идея гармоничности и всесторонности развития, не смотря на критику со стороны ведущих учёных за её неконкретность , так или иначе,. присутствует и в современных воспитательно-образовательных программах.
Необходимость её воплощения в педагогической практике В.С. Селиванов обосновывает тем, что в период интенсивного развития промышленности и частых экономических кризисов гармоничное и всестороннее развитие личности становится объективной потребностью.
По мнению С.А. Козловой воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - цель идеальная. Она необходима, т.к. служит ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. При этом сложноорганизованная структура — «личность» подвергается «расчленению» на отдельные составляющие, каждой из которых отводится определённое место в системе воспитания.
Б.С. Гершунский замечает, что образовательный процесс может быть эффективным лишь при условии его целостности, «ибо и сама личность человека целостна». Попытки искусственного расчленения этой целостности, «осуществления раздельного обучающего, воспитательного или развивающего влияния на те или иные качества личности заранее обречены на провал», т.к. «ведут к нарушению гармонии целостной личности».
Всесторонность и гармоничность воспитания, по мнению Т.А. Ильиной, И.Ф. Харламова, означает то, что все стороны личности должны: формироваться одновременно ив тесной взаимосвязи между собой. К сожалению, «дружное и гармоничное общежитие» образуется не всегда. Часто между отдельными сторонами « .разгорается борьба, в результате которой какая-нибудь одна из них приобретает господство».
По мере развития общества содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности изменяются, обогащаются.- и совершенствуются. Однако, как видно из таблицы 1, физическое и умственное воспитание, остаются постоянными составляющими данного понятия. В связи с чем возникает необходимость более детального рассмотрения* этих направлений.
Это интересно:
Высшее образование
В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству или региональным муниципалитетам, и только некоторые являются частными. В университетах обучается около 300 тыс. студентов. Высшее образование является самым быстро развиваю ...
Принципы школьного анализа лирического произведения
Вместе с тем изучение лирических произведений–один из сложнейших вопросов методики. Восприятие лирики дается учащимся труднее, чем усвоение эпоса и драмы, т. к. поэтические образы отличаются неизмеримо большей обобщенностью: каждое отдельное слово в лирике «весомее», чем в прозаическом произведении ...
Развитие творческих способностей на уроках
информатики
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают " .комплексные возможности ученика в соверш ...