Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В педагогике термин «гармония» употребляется в единстве с термином «всесторонний». Л.И. Божович отмечала, что понятие «гармонично развитой» личности часто употребляется как синоним понятию «всесторонне развитая» личность. Между тем, будучи очень близкими, они всё же нетождественны. Гармоничность личности с психологической стороны предполагает высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами. Обеспечивается такая гармония нравственной направленностью, а её доминирующие силы подчинены единому мотиву, доминирующему как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Идея гармоничности развития личности уходит своими корнями во времена Древней Греции, где первоначально зародилось понятие «калокагатии», что означает «прекрасный» в духовном и физическом отношениях. Анализируя историю развития педагогической науки, И.Ф. Харламов отмечает, что данная идея, выступающая в качестве основной цели воспитания, на протяжении веков то предавалась забвению, то вновь возникала, при этом длительное время носила характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована.
Идея гармоничности и всесторонности развития, не смотря на критику со стороны ведущих учёных за её неконкретность , так или иначе,. присутствует и в современных воспитательно-образовательных программах.
Необходимость её воплощения в педагогической практике В.С. Селиванов обосновывает тем, что в период интенсивного развития промышленности и частых экономических кризисов гармоничное и всестороннее развитие личности становится объективной потребностью.
По мнению С.А. Козловой воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - цель идеальная. Она необходима, т.к. служит ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. При этом сложноорганизованная структура — «личность» подвергается «расчленению» на отдельные составляющие, каждой из которых отводится определённое место в системе воспитания.
Б.С. Гершунский замечает, что образовательный процесс может быть эффективным лишь при условии его целостности, «ибо и сама личность человека целостна». Попытки искусственного расчленения этой целостности, «осуществления раздельного обучающего, воспитательного или развивающего влияния на те или иные качества личности заранее обречены на провал», т.к. «ведут к нарушению гармонии целостной личности».
Всесторонность и гармоничность воспитания, по мнению Т.А. Ильиной, И.Ф. Харламова, означает то, что все стороны личности должны: формироваться одновременно ив тесной взаимосвязи между собой. К сожалению, «дружное и гармоничное общежитие» образуется не всегда. Часто между отдельными сторонами « .разгорается борьба, в результате которой какая-нибудь одна из них приобретает господство».
По мере развития общества содержательные части всестороннего и гармоничного формирования личности изменяются, обогащаются.- и совершенствуются. Однако, как видно из таблицы 1, физическое и умственное воспитание, остаются постоянными составляющими данного понятия. В связи с чем возникает необходимость более детального рассмотрения* этих направлений.
Это интересно:
Сущность понятий "деятельность", "активизация деятельности",
"учебная деятельность"
В широком смысле под деятельностью понимается многообразие занятий человека, всё то, что он делает. В словаре русского языка С.И. Ожегова деятельность определяется как 1) занятие, труд (научный, педагогический); 2) работа каких-нибудь органов, а также сил природы. С точки зрения философии, деятельн ...
Формы, методы и приемы сюжетно-ролевой
игры, оказывающие влияние на социализацию дошкольника
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. Основной парадо ...
Использование карт на уроках истории
В сегодняшней ситуации отсутствия в ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Так, например, Апеннинский полу ...