Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников

Страница 2

Метод решение задач по аналогии. Аналогии классифицируются по таким критериям как свойства (например, выращивание ржи аналогично выращиванию пшеницы), функции (например, дом - улей - гнезда), отношение разной природы (например, переход тепла от горячего тела к холодному и перетаскивание жидкости от верхнего сосуда в нижний), образы (например, Карлсон - вертолет)

Данный метод позволяет на основании аналогии одних признаков у двух разных объектов сделать верное заключение о сходстве и других признаков. Помогает переносить знания из одной области знаний в другую. Существует разновидность этого методы - мышление по ассоциации. Ассоциации могут быть следующих видов:

по смежности, т.е. по близости, по сходству в пространстве или времени, когда одно представление вызывает в сознании другое благодаря их временному совпадению (например, улей - пчелы, медведь- зима - берлога);

по сходству, подобию т.е. похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции (например мяч- арбуз, снег - вата);

по контрасту т.е. противоположное по каким-то свойствам (например, добро - зло, гора - равнина).

Целью ассоциативного мышления является создание новых оригинальных идей, смысловых связей, стимуляция воображения и улучшение запоминания и вспоминания.

Главное в методе мозгового штурма генерирование идей без всякой критики, т.е. принимать все идеи, а лишь потом приступать к осмыслению, критике, анализу идей и выработке решений.

Метод мозгового штурма содержит всего 4 этапа:

1. Постановка задачи

2. Выдвижение идеи

3. Обсуждение идей

4. Принятие решений

Этот метод хорош для развития фантазии, воображения и для раскрепощения сознания детей. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий; можно не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу, класс; поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить позитивной критике.

Родоначальником метода контрольных вопросов является древнегреческий философ Сократ. Он путем постановки сильных наводящих вопросов пытался найти истину. Классическими шагами решения задачи этим методом являются

1. Формулировка задачи

2. Составление полного списка вопросов, проясняющих ситуацию и наводящих на решение задачи

3. Постановка вопросов и получение ответов на эти вопросы

4. Формирование решения в процессе ответов

5. Выбор наилучшего решения

Этот метод хорош для решения задач малой и средней трудности, однако здесь нужно научить детей задавать вопросы и убедить их в том, что не знать что-то не позорно - позорно не узнать, если можно узнать. Не задавать вопрос, когда не поняли, это не позор, а трусость.

Сущность метода морфологического анализа заключается в точно и четко формулируемой проблеме; выделение важных и характерных для системы признаков (это могут быть части, свойства, режимы, словом, те параметры системы, от которых зависит решение проблемы), по их признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки и варианты их исполнения располагают в форме таблицы. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производят оценку этих вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

Целью метода является решение сравнительно простых творческих задач; анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть); развитие управляемого воображения и фантазии; исправление одного из недостатков метода проб и ошибок - пропуск хорошего варианта решения. Этот метод хорошо применять там, где более 10 вариантов. Кроме того, значительно расширяется область поиска решений.

К довольно таки новым методам можно отнести решение заданий по алгоритму, который используется в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Алгоритм состоит из девяти последовательных шагов, таких как:

1. Точно понять задачу.

2. Сформулировать

3. Сформулировать идеальный конечный результат.

4. Составить модель задачи.

5. Поискать в каждой части модели задачи ресурс для ее решения.

6. Применить приемы разрешения противоречий.

7. Сформулировать несколько решений.

8. Выбрать самое сильное решение.

9. Проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, ответить на вопрос: “Чему меня научила эта задача?”

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Работа с родителями
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. ...

Компетентностная педагогика
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно ...

Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации
Правило первое. Объяснение усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств об ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru