Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методы, приемы и средства развития творческих способностей у младших школьников

Страница 1

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности?

1.Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.

2. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.

3. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны медленно, но неуклонно усложняться. Причем успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.

К.Д. Ушинский писал: “Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нём преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле”. Педагог Е.А. Макарова, занимающаяся художественным воспитанием, подметила, что те дети, которые наряду с общественно - образовательной школой серьезно занимаются чем-то еще в кружках, секциях или глубоко интересуются наукой, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психологически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Что же необходимо изменить в образовательном процессе, управлении им, чтобы содействовать развитию творческой личности? Для этого надо решить 2 проблемы:

проблема создания личностью себя самой;

проблема создания социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества.

Для реализации творческих способностей необходимо:

1. Рефлексивное видение учащимся целесообразности своих действий и их оснований, что предполагает постоянное инициирование учителем ее в образовательном процессе;

2. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности;

3. Создание условий для схематизации заданий. Практически давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка;

4. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей.

Для развития творческих способностей учащихся учитель должен использовать следующие развивающие методы, средства и приемы обучения: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок, метод решения задач по аналогии, метод мышления по ассоциации, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод решения задач по алгоритму. Рассмотрим данные методы подробнее.

Метод проблемного обучения заключается в том, что учебная деятельность предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Существуют следующие приемы создания проблемы. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности и излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения, ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т.д.)

Ю.Г. Тамберг выделил в данном методе 4 уровня сложности:

1 уровень - не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ.

2 уровень - не может решить , но может понять ход решения и ответ.

3 уровень - самостоятельно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов решает сам.

4 уровень - ребенок решает задачу самостоятельно

Следует давать задачи первых трех уровней. Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме “Реши сам”, а в режиме “Давайте решим вместе”. Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его копилку задач, в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах.

Мы рассмотрели метод проблемного обучения. Рассмотрим следующий метод - проб и ошибок.

Этот метод зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. В основе этого метода решается вопрос “ А что, если попробовать сделать так?”. Этим с методом хорошо решать задачи, где не более 10 проб и ошибок. Этот метод учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах. Мы же знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru