Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика формирования понятийного аппарата при обучении школьников

Страница 1

В переходе к новой структуре непрерывного обучения информатике, который был заложен решением коллегии Министерства образования России в 1995 году, в настоящее время в соответствии с государственным стандартом 2004 года, возможно изучение основ информатики в три этапа:

Первый этап (1 - 4 классы) начальный курс.

Второй этап (5 - 9 классы) основной курс.

Третий этап (10 - 11 классы) базовый или профильный курс, элективные курсы.

На каждом этапе в курсе информатики изучаются свои понятии и определения. Таким образом, происходит постоянное воздействие на формирование языковой культуры учащихся, на формирование мышления учащихся, с помощью изучения понятий, на протяжении всего курса информатики.

Грамотно, вдумчиво, организовав деятельность на уроке (серии уроков), учитель, таким образом, может способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных элементов. Понятие абстрагируется от индивидуальных черт и является результатом обобщения восприятия и представления однородных явлений и предметов. Например, алгоритм, объект, система, система счисления, монитор и т.д.

Формирование системы понятий у учащихся является одной из важнейших задач курса информатики. Формируются понятия с помощью таких логических приемов выявления существенных признаков (свойств и отношений), присущих ряду однородных элементов, как анализ, синтез, абстракция и обобщения. Существенные признаки это те, каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию.

Каждое понятие характеризуется содержанием (совокупность существенных признаков) и объемом (множество объектов, на которое распространяется данное понятие). Чем шире содержание понятия, тем уже его объем и наоборот.

Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общие признаки, называются несравнимые (например, система счисления и аппаратное обеспечение), а остальные сравнимые.

Сравнимые понятия по объему делятся на две категории:

Несовместимые понятия. Их объемы не имеют общих элементов.

Например, аппаратное и программное обеспечение.

Совместимые понятия. Их объемы частично или полностью совпадают.

Между совместимыми понятиями могут существовать отношения тождества (программа для BIOS и расположение BIOS на материнской плате), частичного совпадения (аппаратное обеспечение и устройство связи), подчинения (устройство ввода и мышь).

Определить понятия — это значит перечислить его существенные свойства. Например, вводя определение компьютера: компьютер - многофункциональное, программно-управляемое устройство, предназначенное для автоматической работы для с различными видами информации, мы перечисляем существенные свойства данного объекта: многофункциональное – т.к. выполняет множество функций, программно-управляемое – т.к. управление происходит с помощью программ, предназначенное для автоматической работы – т.е. работает с различными видами информации в автоматическом режиме. Поэтому организуется поиск всех необходимых условий, которые достаточны для однозначного определения требуемого класса объектов. Однако перечислить их бывает нелегко. Поэтому для определения могут использоваться ранее изученные понятия. В этом случае понятие определяется через ближайший род, в который определяемое понятие входит как вид, и видовые отличия с указанием связи между ними. Кроме таких способов определения понятий существуют генетические (указывают на образование определяемого объекта), индуктивные, описательные и косвенные определения.

При построении определений следует руководствоваться следующими правилами:

Определение должно быть соразмерным.

Объект не должен определяться через самого себя, т.е. должна быть исключена тавтология.

Определение не должно быть отрицательным.

Определение должно быть исчерпывающим.

В определении должна использоваться доступная терминология.

Определение, вводимое в качестве подготовки, может определяться на бытовом, интуитивном уровне. Например: данные – информация, представленная в виде сигналов пригодных для ее хранения, обработки передачи с помощью компьютера. Данное определение, можно определить на бытовом уровне, на примере жизни, т.е. как человек принимает, обрабатывает и передает информацию в жизни.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Наречие и слова категории состояния как части речи
Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из ...

Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему
На первом, эмпирическом этапе (стадии) создания УМК от вузовских коллективов требуется не столько создание новых документов, сколько упорядочение и более глубокое осмысливание уже существующих. К этих документам относятся в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа, составляем ...

Речь как фактор развития человека
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу. Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе об ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru