Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Можно выделить несколько этапов формирования понятий. На схеме изображены 5 этапов формирования понятий и задачи, которые необходимо решать на каждом из этапов.
На начальном этапе, при раскрытии важности изучения данного понятия, в возбуждении интереса учащихся к его изучению, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности на уроке. Перед учащимися необходимо поставить такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера.
Необходимо подготовить учащихся к предъявлению нового материала. Все слова, которые учащиеся будут использовать в определении, должны быть им понятны.
На следующем этапе выделяются существенные свойства понятия. Для этого используются примеры и упражнения, которые акцентируют внимание учащихся на существенных свойствах. Итогом этого этапа является формулировка определения понятия. На этапе усвоения каждое существенное свойство, используемое в определении, становится объектом изучения. Обеспечивается запоминание определения понятия. Выделяем следующие задачи на данном этапе:
задачи на применение ранее изученных понятий, задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов,
удовлетворяющих указанным свойствам и задачи на формулировку определение понятия.
На третьем этапе происходит усвоение понятия учащимися. Здесь решаются такие задачи, как:
задачи на применение ранее изученных понятий,
задачи практического характера,
задачи на моделирование объектов, удовлетворяющих указанным свойствам,
задачи на формулировку определение понятия,
задачи на понимание смысла слов в определении понятия,
задачи на распознавание объектов, принадлежащих объему понятия,
задачи на запоминание определения понятия.
Далее происходит использование понятия в конкретных ситуациях. На данном этапе учащиеся, решая систему задач, овладевают умениями переходить от понятия к его существенным свойствам и обратно.
Решаются следующие задачи:
задачи на распознавание объектов,
задачи на выделение следствий из определения понятия,
задачи на применение понятия в различных ситуациях,
задачи на составление родословной понятия.
Конечным этапом является систематизация материала, когда определяется место данного понятия в системе других понятий. Это достигается установлением связей между отдельными понятиями и систематизацией материала по различным основаниям, обобщением и конкретизацией понятия. Учитывая, что система задач является основным средством формирования понятий в средней школе, сопоставим каждому этапу формирования понятия соответствующие ему задачи:
задачи на составление родословной понятия,
задачи на установление связей изучаемого понятия с другими понятиями,
задачи на выделение следствий из определения понятия.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что принцип формирования системы понятий по информатике включает в себя два фактора: систему задач, которая является основным средством формирования понятий в средней школе и непосредственно сами понятия, которые необходимо давать в системе.
Это интересно:
Сущность процесса подготовки детей к школе
Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто с ...
Особенности развития творческих способностей на уроке
технологии
Анализ программы технология Современная школа представляет собой сложный развивающийся механизм. В связи с подписанием Болонской декларации России предстоит решить ряд важных задач, которые потребуют значительных изменений и модернизации российского образования. Модернизация образования затрагивает ...
Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...