Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Страница 1

Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников:

– коррекционного;

– активизирующего.

Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельности не сформировано или негативно. Второе направление связано с постоянной необходимостью поддерживать высокий уровень познавательного интереса школьника к учебному содержанию.

В этой связи нами предложены следующие способы реализации каждого из направлений развития учебной мотивации младших школьников:

1. Коррекция. Данное направление должно реализовываться психологом в ходе индивидуальной работы с ребенком в течение 15–20 минут 1–2 раза в неделю до повышения уровня развития показателей внутренней и познавательной мотивации, выявляемого с помощью диагностических методик.

– Развитие целеустремленности

Задача: помочь ребенку осознать события в собственной жизни (в том числе и учебные), и представить, какие достижения он хотел бы иметь в будущем.

Средство реализации: упражнение «Линия достижений». Описание упражнения представлено в Приложении 10.

Суть упражнения состоит в том, чтобы найти позитивные ресурсы в личном жизненном опыте ребенка и использовать их для формирования запросов к самому себе, постановки целей в учебной деятельности в будущем.

Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие целеустремленности.

– Увеличение эмоциональной привлекательности

Задача: соотнести индивидуальные представления о добре, красоте, совершенстве с планируемым достижением.

Суть упражнения состоит в том, чтобы ребенок соотносил важность целеполагания не только с социальной необходимостью, но и с ее эмоциональной привлекательностью. Развитие этой привлекательности – одна из задач упражнения.

Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие эмоциональности. Необходимо понимать, что эффективность подобной работы зависит от ее комплексности и систематичности. Комплексность означает совместную работу по повышению уровня учебной мотивации учителей-предметников, классных руководителей, психологов, и, конечно же, родителей.

Последним будет нелишне проконсультироваться с психологом и определить причины снижения уровня учебной мотивации, то, каким образом они лично могут повысить этот уровень и поддерживать его на стабильно высоком уровне.

2. Активизация мотивации, развитие познавательного интереса

Практически все дети имеют мотивы, связанные с успешным обучением в школе. Однако далеко не каждый ребенок осознанно ставит конкретные цели своего обучения. Обычно цели урока, темы или предмета сообщает учитель, а для ученика они остаются чем-то внешним, он достигает их в силу привычки учиться, выполняет распоряжения педагогов и наставления родителей.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В качестве подобных форм и приемов могут выступать:

– Приём «Фантастическая добавка». В его основе – добавление к обычному учебному заданию нестандартного описания, формулировок, обстановки и пр.

– Приём «Удивляй». В основе приема – использование в ходе занятия нестандартных фактов, которые можно использовать в содержании.

– Прием «Отсроченная отгадка». Чтобы ученик мог комфортно переносить разрывы между учебными занятиями и быстро встраиваться в учебный процесс нужно использовать связующее звено, способное поддерживать интерес к будущему занятию долгое время. В качестве такого звена может выступать и нестандартное задание, загадка и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Нарушение голоса
Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимос ...

Особенности функционирования воспитательной системы гимназии
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как «образ жизни», социально-психологический климат. Она охват ...

Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru