Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников:
– коррекционного;
– активизирующего.
Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельности не сформировано или негативно. Второе направление связано с постоянной необходимостью поддерживать высокий уровень познавательного интереса школьника к учебному содержанию.
В этой связи нами предложены следующие способы реализации каждого из направлений развития учебной мотивации младших школьников:
1. Коррекция. Данное направление должно реализовываться психологом в ходе индивидуальной работы с ребенком в течение 15–20 минут 1–2 раза в неделю до повышения уровня развития показателей внутренней и познавательной мотивации, выявляемого с помощью диагностических методик.
– Развитие целеустремленности
Задача: помочь ребенку осознать события в собственной жизни (в том числе и учебные), и представить, какие достижения он хотел бы иметь в будущем.
Средство реализации: упражнение «Линия достижений». Описание упражнения представлено в Приложении 10.
Суть упражнения состоит в том, чтобы найти позитивные ресурсы в личном жизненном опыте ребенка и использовать их для формирования запросов к самому себе, постановки целей в учебной деятельности в будущем.
Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие целеустремленности.
– Увеличение эмоциональной привлекательности
Задача: соотнести индивидуальные представления о добре, красоте, совершенстве с планируемым достижением.
Суть упражнения состоит в том, чтобы ребенок соотносил важность целеполагания не только с социальной необходимостью, но и с ее эмоциональной привлекательностью. Развитие этой привлекательности – одна из задач упражнения.
Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие эмоциональности. Необходимо понимать, что эффективность подобной работы зависит от ее комплексности и систематичности. Комплексность означает совместную работу по повышению уровня учебной мотивации учителей-предметников, классных руководителей, психологов, и, конечно же, родителей.
Последним будет нелишне проконсультироваться с психологом и определить причины снижения уровня учебной мотивации, то, каким образом они лично могут повысить этот уровень и поддерживать его на стабильно высоком уровне.
2. Активизация мотивации, развитие познавательного интереса
Практически все дети имеют мотивы, связанные с успешным обучением в школе. Однако далеко не каждый ребенок осознанно ставит конкретные цели своего обучения. Обычно цели урока, темы или предмета сообщает учитель, а для ученика они остаются чем-то внешним, он достигает их в силу привычки учиться, выполняет распоряжения педагогов и наставления родителей.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В качестве подобных форм и приемов могут выступать:
– Приём «Фантастическая добавка». В его основе – добавление к обычному учебному заданию нестандартного описания, формулировок, обстановки и пр.
– Приём «Удивляй». В основе приема – использование в ходе занятия нестандартных фактов, которые можно использовать в содержании.
– Прием «Отсроченная отгадка». Чтобы ученик мог комфортно переносить разрывы между учебными занятиями и быстро встраиваться в учебный процесс нужно использовать связующее звено, способное поддерживать интерес к будущему занятию долгое время. В качестве такого звена может выступать и нестандартное задание, загадка и пр.
Это интересно:
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ ...
Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности
детей с нарушениями слуха
Для организации адекватного воспитания детей с нарушениями слуха, достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой комплексной работы педагога, психолога при обязательном участии родителей. Исходя из этого, мы разработали рекомендации родителям по созданию благо ...
Как физическая культура помогает оценивать себя
Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, ...