Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Страница 1

Проделанная исследовательская работа показала необходимость развития двух направлений психолого-педагогической деятельности по развитию учебной мотивации младших школьников:

– коррекционного;

– активизирующего.

Первое направление связано с работой с группой детей, чье отношение к учебной деятельности не сформировано или негативно. Второе направление связано с постоянной необходимостью поддерживать высокий уровень познавательного интереса школьника к учебному содержанию.

В этой связи нами предложены следующие способы реализации каждого из направлений развития учебной мотивации младших школьников:

1. Коррекция. Данное направление должно реализовываться психологом в ходе индивидуальной работы с ребенком в течение 15–20 минут 1–2 раза в неделю до повышения уровня развития показателей внутренней и познавательной мотивации, выявляемого с помощью диагностических методик.

– Развитие целеустремленности

Задача: помочь ребенку осознать события в собственной жизни (в том числе и учебные), и представить, какие достижения он хотел бы иметь в будущем.

Средство реализации: упражнение «Линия достижений». Описание упражнения представлено в Приложении 10.

Суть упражнения состоит в том, чтобы найти позитивные ресурсы в личном жизненном опыте ребенка и использовать их для формирования запросов к самому себе, постановки целей в учебной деятельности в будущем.

Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие целеустремленности.

– Увеличение эмоциональной привлекательности

Задача: соотнести индивидуальные представления о добре, красоте, совершенстве с планируемым достижением.

Суть упражнения состоит в том, чтобы ребенок соотносил важность целеполагания не только с социальной необходимостью, но и с ее эмоциональной привлекательностью. Развитие этой привлекательности – одна из задач упражнения.

Возможны и другие варианты упражнений, направленных на развитие эмоциональности. Необходимо понимать, что эффективность подобной работы зависит от ее комплексности и систематичности. Комплексность означает совместную работу по повышению уровня учебной мотивации учителей-предметников, классных руководителей, психологов, и, конечно же, родителей.

Последним будет нелишне проконсультироваться с психологом и определить причины снижения уровня учебной мотивации, то, каким образом они лично могут повысить этот уровень и поддерживать его на стабильно высоком уровне.

2. Активизация мотивации, развитие познавательного интереса

Практически все дети имеют мотивы, связанные с успешным обучением в школе. Однако далеко не каждый ребенок осознанно ставит конкретные цели своего обучения. Обычно цели урока, темы или предмета сообщает учитель, а для ученика они остаются чем-то внешним, он достигает их в силу привычки учиться, выполняет распоряжения педагогов и наставления родителей.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В качестве подобных форм и приемов могут выступать:

– Приём «Фантастическая добавка». В его основе – добавление к обычному учебному заданию нестандартного описания, формулировок, обстановки и пр.

– Приём «Удивляй». В основе приема – использование в ходе занятия нестандартных фактов, которые можно использовать в содержании.

– Прием «Отсроченная отгадка». Чтобы ученик мог комфортно переносить разрывы между учебными занятиями и быстро встраиваться в учебный процесс нужно использовать связующее звено, способное поддерживать интерес к будущему занятию долгое время. В качестве такого звена может выступать и нестандартное задание, загадка и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Структуры сознательной дисциплины студента
Сознательная дисциплина - это совокупность социально - полезных качеств, которые находят свое проявление в повседневной жизни и служебной деятельности и основаны на знании морально - правовых норм, их правильном понимании, а также внутренней потребности неукоснительного их исполнения. Наша дисципли ...

Принципы организации уроков информатики
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока. 1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начал ...

Изучение специфики труда воспитателя
Проведя наблюдение за работой воспитателя в первую и вторую половину дня, был составлен хронометраж его деятельности, который отражен в таблице. Хронометраж деятельности воспитателя Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей 6. 45 – 7.00 Пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru