Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Удалось выяснить, что у 72,2% опрошенных первоклассников преобладают социальные мотивы. Во втором, в третьем и четвертом классах преобладают познавательные мотивы (80% – во втором классе, 86,4% – в третьем классе, 88% – в четвертом классе).
По результатам диагностики можно утверждать, что в процессе обучения внешние положительные мотивы переходят во внутренние мотивы. Так в первом классе лишь 16,7% учащихся обладали внутренними мотивами к обучению. К 4 классу число таких детей увеличилось многократно до 76%.
В то же время сократился показатель внешних мотивов (с 77,8% в первом классе до 12% в четвертом классе). Также следует отметить о большом влиянии внешних мотивов на первом году обучении. Из них положительными были 50%, а отрицательными – 27,8%. Число внешних отрицательных мотивов к концу обучения в младшей школе сошло до нуля. Число внешних положительных мотивов сократилось до 12%.
Таким образом, в результате исследования было доказано, что к концу обучения в начальной школе мотивы учебной деятельности младших школьников изменяются следующим образом:
– внешние мотивы становятся внутренними;
– доминирующие мотивы в обучении – положительные.
Но также было выявлено наличие детей из «группы риска». Это те дети, чей уровень мотивации в младшей школе в процессе обучения не увеличивается. Также у детей из этой группы снижается уровень интереса и эмоциональной реакции на эффективность собственного обучения. Это может привести к снижению успеваемости, неразвитости внутренней мотивации вследствие отсутствия сознательного отношения к процессу учения, опять же из-за низкого уровня интереса к нему.
Все это приводит к необходимости полноценной работы с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. В качестве ключевых, нами были выделены следующие особенности подобной работы:
– Развитие целеустремленности ученика;
– Увеличение эмоциональной привлекательности урока;
– Включение в работу учителя нестандартных форм подачи материала, ведения урока;
– Использование в работе учителя межпредметных связей – системы отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, изученных учеником и еще не изученных;
– Использование учителем игровых форм занятий;
– Мониторинг учебной активности ребенка, реакция на ее снижение;
– Совместная профессиональная деятельность по коррекции и профилактики низкого уровня учебной мотивации педагога с психологом.
В данной работе в первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы. По его результатам были сформированы основные характеристики мотивации и учебной мотивации как одного из ее подвидов:
– мотив личности – это потребность, цель, намерение, побуждение, свойство личности, детерминирующие поведение человека;
– между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности;
– учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность;
– выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные;
– сущность педагогической работы с детьми младшего школьного возраста заключается в выстраивании условий для развития внутренней мотивации;
– психолог в своей работе использует три типа диагностики учебной мотивации: косвенные методики, прямые, проективные. Для объективного исследования необходимо задействовать в работе все три типа.
Полученные данные были применены в ходе практической работы, которая описана во второй главе.
В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики, разработанного Н.В. Елфимовой:
– методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой, направленная на изучение отношения младшего школьника к учебной деятельности в целом, к определенным учебным предметам; лично значимых субъектов для ребенка; доминирующего мотива обучения;
Это интересно:
Наблюдение и анализ занятий с дошкольниками
В течение первой недели практики проанализировала содержание и методику проведения занятий. Анализ занятий проводила в соответствии с критериями оценки, по следующему плану. План анализа занятия №2 Задачи занятия, их взаимосвязь. Готовность воспитателя к занятию. Структура, тип занятия, логичность ...
Голос автора в лирических отступлениях
Кроме разного рода подробностей и деталей, через которые автор выражает свое отношение к событиям и деталям (но выражение это не прямое), в тексте есть отступления, в которых автор непосредственно выражает свои мысли, и отступления, в которых голоса автора и повествователя переплетаются. «Наряду с ...
Возможности работы логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны
речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, И.И. Панченко, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелина, О.А. Токарева, Л.В. Мелехова, Т.В. Сорочинская, О.Ю. Федосова и др. Осн ...