Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Страница 2

– Прием «Прогнозирование». Этот прием включает школьника в ход урока. Ему дается возможность через нестандартное начало занятия угадать, какова его тема тем самым уже начав само занятие.

– Игровые ситуации и игры. Младший школьный возраст идет сразу за дошкольным, в котором ведущей деятельностью является игровая. Поэтому игра – наиболее знакомая и комфортная форма деятельности для младшего школьника. Проведение занятия или его части в игровой форме позволяют активизировать внимание ученика, интерес к теме, повысить работоспособность и уровень усвоения материала.

– Проблемные вопросы, проблемные задания. Сами по себе эти задания не имеют однозначных ответов и способов решения. При совместном их обсуждении проявляются сразу несколько альтернативных взглядов, что ведет к активизации соперничества, желании разобраться в нестандартной форме задачи.

– Связь изучаемого с ранее изученным. Так называемый метод межпредметных связей позволяет помочь ученику увидеть систему обучения в целостности. Зачастую, школа с первого года обучения скрывает от ученика то, что он получит по окончанию образовательного процесса. Ученик должен знать, что и зачем сейчас изучается, как это связано с уже изученным и как это поможет ему в изучении другого материала позже. Это же и даст возможность ученику в будущем осознанно выбирать предпочитаемые для него предметные области.

В конце необходимо отметить важность постоянного мониторинга учебной активности учащихся, слежение за изменением уровня учебного интереса и учебной мотивации. Проводить подобную работу нужно периодически как минимум дважды в год.

Выводы: проводимые диагностики динамики развития уровня мотивации должны подкрепляться психолого-педагогическим инструментарием, способным реагировать на полученные в ходе диагностик результаты.

Получаемые в ходе диагностик результаты могут удовлетворять представлениям о норме развития учебных мотивов. Но возможны случаи и негативного проявления развития учебной мотивации. Здесь необходима коррекционная работа с психологом.

Кроме того, обычная педагогическая практика не должна забывать о необходимости постоянного поддержания учебного интереса на высоком уровне.

И в том, и в другом случае нужны специальные формы работы, в основе которых бы лежали элементы, способные активизировать развитие учебного интереса и поднять уровень мотивации учения. В роли таких элементов должны выступать игровые формы организации учебной деятельности, проблемные формы учебных задач и вспомогательные механизмы активизации интереса, целеустремленности, эмоциональности ребенка в ходе его обучения.

В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики, разработанного Н.В. Елфимовой:

– методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой, направленная на изучение отношения младшего школьника к учебной деятельности в целом, к определенным учебным предметам; лично значимых субъектов для ребенка; доминирующего мотива обучения;

– методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой), направленная на выявление иерархии познавательных и социальных мотивов учения;

– методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой), предполагающая исследование предпочтений учащихся в выборе учебных предметов;

– тест-опросник Н.В. Елфимовой, направленный на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников: отношение школьника к учению, отношение школьника к конкретным предметам, виды личностно значимой деятельности школьника, личностно значимые для школьника субъекты, внутренних и внешних мотивов учебной деятельности.

В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов г. Москвы. Объем выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса обоего пола в возрасте от 6 до 10 лет.

В результате исследования было обнаружено, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Формулы алгебры высказываний
Цель: сформировать у учеников понятие о формуле алгебры высказываний, сформировать навыки, необходимые для применения формул алгебры высказываний на практике. Задачи: – сформировать у учеников понятие о формуле алгебры высказываний. – развить практические навыки решения задач по данному материалу. ...

Этиология дислексии
Проявление дислексии авторы М.Лами, К.Лонай, М.Суле, Б.Хальгрен отмечают наследственную предрасположенность при нарушении чтения. Большинство авторов отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в преднатальный, натальный и постнатальный периоды. Этиологию дислексии связывается с воздей ...

Функции педагогического коллектива в процессе музыкального воспитания учащихся
Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот осуществляется учителем музыки и пения, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования с помощью воспитателей. Учитель, музыкальный руководитель передает ученикам знания, развивает их способности, про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru