Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Педагогика и воспитание » Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников » Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников

Страница 2

– Прием «Прогнозирование». Этот прием включает школьника в ход урока. Ему дается возможность через нестандартное начало занятия угадать, какова его тема тем самым уже начав само занятие.

– Игровые ситуации и игры. Младший школьный возраст идет сразу за дошкольным, в котором ведущей деятельностью является игровая. Поэтому игра – наиболее знакомая и комфортная форма деятельности для младшего школьника. Проведение занятия или его части в игровой форме позволяют активизировать внимание ученика, интерес к теме, повысить работоспособность и уровень усвоения материала.

– Проблемные вопросы, проблемные задания. Сами по себе эти задания не имеют однозначных ответов и способов решения. При совместном их обсуждении проявляются сразу несколько альтернативных взглядов, что ведет к активизации соперничества, желании разобраться в нестандартной форме задачи.

– Связь изучаемого с ранее изученным. Так называемый метод межпредметных связей позволяет помочь ученику увидеть систему обучения в целостности. Зачастую, школа с первого года обучения скрывает от ученика то, что он получит по окончанию образовательного процесса. Ученик должен знать, что и зачем сейчас изучается, как это связано с уже изученным и как это поможет ему в изучении другого материала позже. Это же и даст возможность ученику в будущем осознанно выбирать предпочитаемые для него предметные области.

В конце необходимо отметить важность постоянного мониторинга учебной активности учащихся, слежение за изменением уровня учебного интереса и учебной мотивации. Проводить подобную работу нужно периодически как минимум дважды в год.

Выводы: проводимые диагностики динамики развития уровня мотивации должны подкрепляться психолого-педагогическим инструментарием, способным реагировать на полученные в ходе диагностик результаты.

Получаемые в ходе диагностик результаты могут удовлетворять представлениям о норме развития учебных мотивов. Но возможны случаи и негативного проявления развития учебной мотивации. Здесь необходима коррекционная работа с психологом.

Кроме того, обычная педагогическая практика не должна забывать о необходимости постоянного поддержания учебного интереса на высоком уровне.

И в том, и в другом случае нужны специальные формы работы, в основе которых бы лежали элементы, способные активизировать развитие учебного интереса и поднять уровень мотивации учения. В роли таких элементов должны выступать игровые формы организации учебной деятельности, проблемные формы учебных задач и вспомогательные механизмы активизации интереса, целеустремленности, эмоциональности ребенка в ходе его обучения.

В ходе практической работы была проведена диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников с использованием пакета методик психодиагностики, разработанного Н.В. Елфимовой:

– методика «Анкета для родителей» Н.В. Елфимовой, направленная на изучение отношения младшего школьника к учебной деятельности в целом, к определенным учебным предметам; лично значимых субъектов для ребенка; доминирующего мотива обучения;

– методика «Лесенка побуждений» (в обработке Н.В. Елфимовой), направленная на выявление иерархии познавательных и социальных мотивов учения;

– методика «Лесенка уроков» (в ред. Н.В. Елфимовой), предполагающая исследование предпочтений учащихся в выборе учебных предметов;

– тест-опросник Н.В. Елфимовой, направленный на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников: отношение школьника к учению, отношение школьника к конкретным предметам, виды личностно значимой деятельности школьника, личностно значимые для школьника субъекты, внутренних и внешних мотивов учебной деятельности.

В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательной школы 1–4 классов г. Москвы. Объем выборки – 93 человека, из которых 23 ученика 1 класса, 21 ученик второго класса, 25 учеников третьего класса, 24 ученика 4 класса обоего пола в возрасте от 6 до 10 лет.

В результате исследования было обнаружено, что подавляющее число первоклассников положительно относятся к процессу обучения. Но к 4 классу это число значительно уменьшается. Со второго класса появляется отрицательное отношение к учебе, к школе. Это число растет, также и увеличивается процент детей, нейтрально относящихся к процессу обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Понятие и виды социально-психологического тренинга
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного ...

Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами
В соответствии с законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 работники дошкольных учреждений имеют следующие права: Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 1. Работники образовательных учреждени ...

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике
Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Н.К.Крупская, Макаренко, Станиславский. Оп ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru