Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках

Педагогика и воспитание » Влияние формы организации уроков истории на качество знаний учащихся » Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках

Страница 3

В концептуальном блоке приоритет принадлежит нетрадиционным формам урока с их субъективной позицией, обеспечивающей коммуникативный диалог учащихся, в то время как уроки в традиционной форме несколько снижают познавательную активность школьников.

Содержательный блок выравнивает позиции традиционных и нетрадиционных форм урока. Первые обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего объёма информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и четкой логической, последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков. Вторые предполагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую её проблематику.

В процессуальном блоке преимущество, на стороне нетрадиционных форм урока. С одной стороны, традиционные формы урока обладают четкой структурой и организацией, возможностью контроля со стороны учителя за временными рамками, ходом урока, а также предсказуемостью и диагностичностью результатов обучения. Но с другой стороны, данные формы характеризуются шаблонностью, однообразием, низким уровнем самостоятельности и пассивной познавательной позиции учащихся. Это объясняется вербальными методами обучения, носящими преимущественно репродуктивный характер. Нетрадиционные формы урока, напротив, задействуют внутренние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно-оценочный, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности. Однако именно в данном блоке содержатся основные затруднения при использовании нетрадиционных форм урока в школьной практике: большая затратность временного фактора, большая эмоциональная нагрузка на учителя и учащегося, меньшая возможность контроля со стороны учителя за временными рамками, содержанием и ходом урока, затруднения в прогнозировании результатов и диагностике процессе обучения. Но мастерство и профессионализм учителя помогают успешно преодолеть эти трудности.

Сравнительный анализ показывает, что традиционные формы урока теоретически имеют более ограниченные возможности для социализации личности учащихся. Их сильные стороны затрагивают, в основном, организационные компоненты урока и являются «внешними» по отношению к личности школьника. Нетрадиционные формы урока базируются на принципах, которые в конечном итоге позволяют задействовать механизм интериоризации, обеспечивающий перевод внешних воздействий во внутренний план личности.

Однако, как уже отмечалось, не следует отказываться от традиционных форм урока. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока может способствовать успешной социализации личности школьников. Критерием такой сбалансированности является принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанный в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности – «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю. К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учений, воспитанности, развитости школьников); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилия учителей и учащихся (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Лечебно-педагогическая работа при задержке психического развития
Проблема изучения и подготовки к обучению детей с ЗПР в течение последних двадцати лет интенсивно разрабатывалась сотрудниками института Коррекционной педагогики РАО (В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина). На основании этих исследований были ...

Правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации
Правило первое. Объяснение усваиваемого учебного материала должно следовать за возникшей проблемной ситуацией и отвечать возникшей познавательной потребности. Подлежащие усвоению знания и способы действия учащийся приобретает из уст учителя, из учебных предметов или с помощью специальных средств об ...

Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по России
В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №ДМ-П8-2804 Ми ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru