Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Организация досуговой деятельности

Педагогика и воспитание » Организация досуговой деятельности

Страница 1

Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного знания. Это приводит к одному из центральных противоречий современного образования – «необходимостью обеспечить высокий уровень интеграции профессиональных знаний слушателей на фоне все более ускоряющейся дифференциации учебных дисциплин».

Междисциплинарные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека. С позиций современных требований к содержанию образования будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.

Идея комплексного обучения, которое можно назвать предтечей междисциплинарной интеграции, получила развитие еще в прошлом веке. Комплексная система обучения (от лат. – связь, объединение, сочетание) – объединение учебного материала вокруг определенного стержня. В начале ХХ века комплексные методики считались перспективными и результативными в образовании Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии и др. Применяя комплексную систему обучения, советские педагоги двадцатых годов прошлого века считали, что она представляет собой наилучшую форму организации изучаемого материала, позволяющую установить диалектическую связь между отдельными отраслями знаний. Но к середине тридцатых годов теоретики образования стали обращать внимание на недостатки системы. «У нас, – писала Н.К. Крупская, – комплексность выливалась в довольно нелепую вещь. Задумана она была как мост между знаниями, а стали связывать что попало и с чем попало». Сформировалось мнение, что комплексная система обучения не создает условий для прочного и глубокого изучения фундаментальных наук. Дело доходило и до абсурда, когда отрицалась даже необходимость структурирования учебного материала, а такие учебные дисциплины, как русский язык и математика попытались удалить из учебного плана как «некомплексные».

Основная ошибка сторонников комплексной системы образования в прошлом состояла в том, что они за основу общей систематизации содержания и процесса образования попытались взять признаки, являющиеся вторичными и по отношению к тем, которые отражены в общей предметной систематизации научного знания, и по отношению к структуре личности, к структуре деятельности.

Подлинная комплексность учитывает:

предметную структуру научного знания,

структуру деятельности,

структуру личности,

логику формирования личности.

В современной дидактике необходимость взаимопроникновения содержания учебных дисциплин не вызывает сомнений. Методологической основой междисциплинарной интеграции является интегративный подход в профессиональном образовании, сущность которого обоснована в трудах академика РАО А.П. Беляевой. Но междисциплинарная интеграция настолько многогранное явление, что до сих пор среди представителей педагогической науки не выработано единство во взглядах, касающихся семантики понятий «межпредметность»; «междисциплинарность». Нет единой, целостной методики, воплощающей идеи междисциплинарности в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Методика обучения технологии
Методика обучения технологии как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачи и методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения, включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательную деятельность учащихся, результаты обучения ...

Повышения профессионального мастерства
Принято выделять несколько направлений повышения профессионального мастерства. Углубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки. Поэтому повышением квалификации молодых учителей надо заниматься с первых дней их работы в школе. Другая сторона этого вопроса: на ...

Обсуждение результатов экспериментального обучения
С данной группой больных восстановительное обучение проводилось в течение 1,5 месяцев. В среднем с каждым больным было проведено по 30 логопедических занятий. Были получены следующие результаты: 1.Пациент C.В.И. 10.04.1925г. Логопедическое заключение: Афферентная моторная афазия. У пациента уменьши ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru