Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Секты в царской России. Положение сект в XX веке

Педагогика и воспитание » Тоталитарные секты » Секты в царской России. Положение сект в XX веке

Страница 2

Возникшие почти одновременно, секты хлыстов, духоборов, молокан шли каждая своим особым путем. Они отвергали все общественные узы, чем навлекали на себя острую ненависть и государственной и стоявших вне закона раскольнических церквей. В большинстве своем духовные христиане были мистиками, основывавшими свое вероучение на откровениях своих собственных вождей, "хлыстов", "богородиц". Эти откровения полнее и ярче выражали их протест против существующего положения, чем это можно было сделать непосредственно на основе библейских текстов.

Для крестьянской формации XVI - XVII веков были крайне характерны настроения безнадежности, выражавшимися в эсхатологии, самосожжениях, духовном хлыстовском опьянении. Задавленное барином, дворянской и церковной властью, крепостное крестьянство, терпевшее неудачу за неудачей в многочисленных бунтах, восстаниях, освободительных войнах, в конечном итоге в разных местах и в разное время приходило к настроению безнадежности, выбирая лишь по видимости разные, а по сути одни и те же пути ухода из мира сего. Раскольники убегали в леса и в крайних случаях сжигали себя. Хлысты вертелись в диком круговороте духовного опьянения. Скопцы думали избавить себя от тягот общественной жизни путем кастрации. Но все это был, по сути дела, отказ от борьбы за свое освобождение.

Секты духоборов и молокан возникли в период разложения крепостничества, главным образом среди крестьянских масс. В отличие от хлыстов, старообрядцев - беспоповцев, скопцов, они выражали свой социальный протест не только пассивным уходом от жизни, но и активными методами, создавая в условиях неприемлемого для них мира свои коммуны. Но эти религиозные утопии терпели крах при первых же столкновениях с окружающим миром.

После ликвидации крепостного права эти секты утратили свое влияние на верующих. На их развалинах росли новые буржуазные секты. Но вероучения и обряды духоборов и молокан оказали свое влияние на новые секты, получившие развитие в условиях империализма, в частности на пятидесятнические секты, свидетельствующие о полном вырождении сектантства, показывающие, что буржуазия может обращаться теперь лишь к самым диким мистическим обрядам.

Многие из молокан еще до 1917 года перешли к баптистам и евангелистам. Первый русский баптист Никита Воронин, а так же А. Мазаев, В. Павлов, В. Иванов и другие видные баптисты вышли из молокан. Баптисты заимствовали и переделали на свой лад многие молоканские гимны.

Октябрь 1917 года произвел значительный сдвиг в сознании миллионов. Особенно разрушительным его влияние было в религиозном сознании. Революция до конца разоблачила антинародную роль православной церкви, как прислужницы царизма, и сектанты использовали это в своих интересах.

Безграмотность большей части населения, невежество, бескультурье, широкое распространение предрассудков, мистики создавали гносеологическую почву для проповедей сектантов, выглядевших на этом фоне, по выражению В.Д. Бонч-Бруевича, "культурным слоем". К тому же сектанты в этих условиях очень умело использовали недостатки в культурно - просветительской работе и научно - атеистическом воспитании. Примитивная агитация, не доходящая до души, не затрагивающая мысли верующих, приносит больше вреда, чем пользы: "Даже неорганизованная, даже темная масса выросла и не удовлетворяется больше агитационными примитивами. Она хочет, чтобы с ней говорили всерьез, чтобы к ней относились со вниманием.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

История воспитания
При рассмотрении истории воспитания необходимо, с одной стороны, рассматривать воспитание как исторически складывающуюся деятельность по социальному воспроизводству определенных форм культуры и деятельности, обеспечивающих существование данного общества. С другой стороны важно выделить различия в с ...

Этапы чтения
Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Правда, в зависимости от опыта и привычек читающего, от задач и характера чтения эти этапы могут быть разными, могут менять свою очередность. Например, при поверхностном чтении отсутствует ряд этапов по сравнению с уг ...

Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания
Для выявления результативности проведенной работы по формированию любознательности, организованности, положительного отношения к искусству мы проводили анкетирование учащихся и родителей. Целью анкетирования является выявление наиболее интересных средств массовой информации. Какие фильмы, мультфиль ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru