Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Секты в царской России. Положение сект в XX веке

Педагогика и воспитание » Тоталитарные секты » Секты в царской России. Положение сект в XX веке

Страница 1

Сведения о самозваных "Христах", призывавших крестьян на борьбу за "истинную веру", известны со времени крещения Руси. Религиозное разномыслие появляется в России вместе с православием. Вместе с православием на Русь проникают и его спутники - ереси.

По разным источникам, сектантские движения в России описаны в XVII - XVIII веках, но есть данные о XI - XII веке. Но наиболее широкое распространение сектантские движения получают всё-таки с XIV века. Чем больше обострялась классовая борьба, тем шире разворачивалось и сектантское движение. В XIV веке среди ремесленников Новгорода и Пскова возникли еретические секты стригольников. Немного позже возникло более широкое религиозно - реформационное движение, названное служителями церкви ересью жидовствующих. Эти секты требовали уничтожения духовенства, "погрязшего во зле и неправде", отрицали церковь и царскую власть, мечтали создать общество без богатых и бедных.

По своей социальной природе сектантство в России отражало крестьянскую борьбу против угнетения и крепостной эксплуатации. Крестьяне видели, что церковный бог давно принял черты земного самодержца, но классовая борьба не могла тогда привести их к атеизму, к разрыву со всякой религией: их сознание в значительной мере оставалось религиозным. Противоположность интересов крестьянских масс интересам эксплуататоров и церкви выступает в сознании крестьян как противоположность истинной мужицкой веры и ложного казенного, насквозь лицемерного церковного благочестия. Их социальный протест превращался, таким образом, в поиски "своего" бога, в реформу религии.

Сектантские вероучения царской России, как и в других странах, возникали под влиянием острой классовой борьбы крестьянства против гнета помещиков и капиталистов. Их нельзя вывести из особенностей психики той или иной нации, как это делают расисты и националисты всех мастей, нельзя объяснить тем, что принесли их в Россию заезжие немцы или англичане. Корни возникновения и развития сектантства, как всякого другого общественного развития, - главным образом социальные: условия жизни в эксплуататорском обществе.

Три основных течения, сложившихся в России в XVI - XVII веках, в основном соответствовали широким социальным группировкам, на которые раскололось тогдашнее общество.

Первая группировка была рьяной поборницей абсолютизма церкви и государства. Она горой стояла за патриарха и царя. В процессе религиозной полемики она объединилась вокруг патриарха Никона. Это течение было проникнуто духом феодального единства: всякая власть - как церковная, так и государственная - имеет божественное происхождение, царь и патриарх - помазанники божьи.

Их противники, приверженцы второго течения, сумели изобразить свою борьбу против неугодных им политических и церковных мероприятий как борьбу за старую веру, открыто заявив о выходе из никонианской церкви. Раскол был окончательно закреплен собором 1666 года, осудившим противников Никона.

Третье течение по своему характеру качественно отличалось от первых двух. Это было народно - крестьянское реформационное движение духовного христианства, сложившееся как результат крестьянского протеста против закрепощения, помещичьего, военного и церковного гнёта. В нем нашли яркое выражение чаяния пробудившихся низов. Во многом духовные христиане смыкались с крайне левыми течениями старообрядцев (бегунами, летунами, странниками и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Воспитание как человеческий способ бытия
Еще со времен И. Канта воспитание рассматривается как синкретический процесс, в который включен человек любого возраста и уровня развития. Для педагогической антропологии традиционно отношение к воспитанию и как к прирожденному долгу человека, и как к специфически человеческому способу бытия, и как ...

Методика статистического анализа качества обучения
Предлагаемая методика основывается на том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса и ему должны быть свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Однако слепо перенести подобные методики нельзя, особенно это касается содержательно ...

Повышение результативности вводной части урока
Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому предмету, ходьбы или поездки в школу и др.) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru