Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности процесса профессионального развития педагога

Педагогика и воспитание » Методическая деятельность » Особенности процесса профессионального развития педагога

Страница 1

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.

В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реальным и Я-идеальным, и в связи с этим, как и в более ранних периодах, возможны не только возрастные противоречия, но и возрастные кризисы. Причём наряду с отрицательными в середине жизни возможны и «кризисы взлёта», развития профессионального сознания, автономизации и индивидуализации в профессии, что особенно важно в процессе профессионально-личностного саморазвития педагога.

Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит ещё и от многого другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств. Нельзя считать, что только с помощью обучения из дилетанта можно сделать суперпрофессионала. Однако целенаправленное, правильно организованное обучение в системе методической работы играет в становлении педагога-профессионала немаловажную роль.

Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога

Первый важный шаг – это выявление способности учителя к самоанализу и самооценке своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом развития учителя. Автор выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1) «актуальное Я» – каким сейчас себя видит учитель;

2) «ретроспективное Я» – каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы;

3) «идеальное Я» – каким хотел бы стать учитель;

4) «рефлексивное Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений. «Идеальное Я» дает перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.

Формирование мотивации педагога на профессиональное саморазвитие

Подчеркивая важность положительного мотива саморазвития, Беспалько В. П. указывает, что формирование такой мотивации эквивалентно формированию навыков самосознания по анализу взаимодействия всех четырех его компонентов. Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки; во-вторых, сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности; в-третьих, чтобы педагог соотносил свою деятельность с образцами.

Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития педагогов

Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое мастерство, т. е. педагогическую умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса, – два базовых уровня профессионального развития – то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям.

Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы

Страницы: 1 2

Это интересно:

Динамика изменения габаритных показателей детей 7 - 15 лет, не занимающихся спортом
В ходе решения второй задачи была исследована динамика изменения выбранных нами показателей. Результатом исследования стали результаты, представленные на графике, вертикальная ось которого обозначает: для длины тела и обхвата грудной клетки - см., для веса тела - кг.; а горизонтальная ось указывает ...

Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе
Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками. Прежде всего мо ...

Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
В школьном курсе русского языка изучаются все его уровни: фонетический, лексико-семантический и грамматический. В него включены понятия, описывающие эти уровни. Исторически в методике преподавания русского языка сложились особые ее области, в которых излагается методика изучения понятий, включенных ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru