Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности процесса профессионального развития педагога

Педагогика и воспитание » Методическая деятельность » Особенности процесса профессионального развития педагога

Страница 1

Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы.

В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реальным и Я-идеальным, и в связи с этим, как и в более ранних периодах, возможны не только возрастные противоречия, но и возрастные кризисы. Причём наряду с отрицательными в середине жизни возможны и «кризисы взлёта», развития профессионального сознания, автономизации и индивидуализации в профессии, что особенно важно в процессе профессионально-личностного саморазвития педагога.

Профессионализм, безусловно, не просто приходит с опытом, он зависит ещё и от многого другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и личностных свойств. Нельзя считать, что только с помощью обучения из дилетанта можно сделать суперпрофессионала. Однако целенаправленное, правильно организованное обучение в системе методической работы играет в становлении педагога-профессионала немаловажную роль.

Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога

Первый важный шаг – это выявление способности учителя к самоанализу и самооценке своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и мерилом развития учителя. Автор выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:

1) «актуальное Я» – каким сейчас себя видит учитель;

2) «ретроспективное Я» – каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы;

3) «идеальное Я» – каким хотел бы стать учитель;

4) «рефлексивное Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают руководители школы, коллеги, ученики и родители.

«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений. «Идеальное Я» дает перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.

Формирование мотивации педагога на профессиональное саморазвитие

Подчеркивая важность положительного мотива саморазвития, Беспалько В. П. указывает, что формирование такой мотивации эквивалентно формированию навыков самосознания по анализу взаимодействия всех четырех его компонентов. Для формирования мотивации учителя на профессиональное саморазвитие необходимо: во-первых, наличие адекватной самооценки; во-вторых, сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности; в-третьих, чтобы педагог соотносил свою деятельность с образцами.

Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития педагогов

Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое мастерство, т. е. педагогическую умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса, – два базовых уровня профессионального развития – то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям.

Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы

Страницы: 1 2

Это интересно:

Развитие педагогической антропологии как самостоятельной области знания
Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляли значительный интерес для российского общества того времени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жи ...

Экологические проблемы производства полимеров и утилизации пластмассовых отходов
Производство полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида приносит немалые экологические проблемы для окружающей природной среды. Это использование различных токсичных мономеров и катализаторов, образование сточных вод и газовых выбросов, обезвреживание которых сопряжено с большими энергетическими, ...

Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru