Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы » Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.

Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда.

Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально.

Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек.

Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»), или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Так все категории описать

Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.

Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.

Высокий уровень:

широта представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, рассказы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим людям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доброту, отзывчивость)

Средний уровень:

узость представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила игры рассказывает с помощью экспериментатора

Низкий уровень:

очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Отказывается выполнять задание.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Выявление особенностей описательной речи у дошкольников с ОНР
Эксперимент проводился на базе средних групп муниципального дошкольного учреждения (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Обследование детей проводилось в сроки с 11.09. по 6.10.2007 года. В результате подготовительного этапа, включавшего предварительное психолого ...

Специфика метода проектов
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: - он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; - является педагогической технологией, актуализиру ...

Биография Я.А. Коменского
Коменский Ян Амос, знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru