Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Вопросы культуры в школьных курсах истории: "Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская"

Педагогика и воспитание » Вопросы культуры в школьных курсах истории: "Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская"

Актуальность данного исследования обусловлена не только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков, ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России. По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской эмиграции…

Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались, иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве, которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими некоронованными "королями" и "королевами".

Примером такого консервативного направления является балетное искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.

Предметом исследования данной дипломной работы является жизнь и творчество российской балерины польского происхождения Матильды Феликсовны Кшесинской.

Цель дипломной работы

Обобщив собранные факты на фоне развития исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали на это события того периода.

Отсюда вытекают следующие задачи:

проследить важный процесс становления и развития творческих задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в театральном училище;

раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию балетного мастерства М. Кшесинской;

показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской фамилии;

осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;

показать формы и методы использования материала данной дипломной работы в современной школе.

Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные "Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г., которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по 1959 год, когда она закончила свои мемуары. Количество имен и событий в данной книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных критиков на выступления Кшесинской.

Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы. Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания", мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и др.

Историография проблемы исследования прежде всего представлена искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф. Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.

кшесинская урок история культура

В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского "Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф. Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем, затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.

В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении исключительно российской провинций.

Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф. Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая Романовых", в которых на основе мемуарных источников с некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.

На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а лишь покровительству царя и великих князей.

Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.

Материал данной дипломной работы может быть использован как на уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении культурной обстановки изучаемого периода.

Структура дипломной работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип историзма, принцип объективности.

Была проведена апробация данной выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.

Глава I. Путь на сцену

"Но летит, улыбаясь мнимо,

Над Мариинскою сценой prima.

Мне ответь хоть теперь: неужели

Ты когда-то жила в самом деле

И топтала торцы площадей

Ослепительной ножкой своей?"

А. Ахматова "Поэма без героя"

Это интересно:

Общение в педагогическом взаимодействии
Взаимодействие является одной из сторон общения (интерактивной). Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие: от лат. inter (между) + actio (действие) в педагогике, психологии и социологии рассматривается как совместная деятельность, которая представляет собой организованную систем ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: качество усвоения предметных знаний – ...

Способы оценки качества обучения иностранному языку
Традиционная система оценки качества обучения иностранному языку не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям, т. к. часто травмирует психику ребёнка и влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития. Выход из данной ситуации видится в адаптации системы оценив ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru