Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Вопросы культуры в школьных курсах истории: "Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская"

Педагогика и воспитание » Вопросы культуры в школьных курсах истории: "Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская"

Актуальность данного исследования обусловлена не только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков, ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России. По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской эмиграции…

Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались, иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве, которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими некоронованными "королями" и "королевами".

Примером такого консервативного направления является балетное искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.

Предметом исследования данной дипломной работы является жизнь и творчество российской балерины польского происхождения Матильды Феликсовны Кшесинской.

Цель дипломной работы

Обобщив собранные факты на фоне развития исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали на это события того периода.

Отсюда вытекают следующие задачи:

проследить важный процесс становления и развития творческих задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в театральном училище;

раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию балетного мастерства М. Кшесинской;

показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской фамилии;

осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;

показать формы и методы использования материала данной дипломной работы в современной школе.

Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные "Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г., которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по 1959 год, когда она закончила свои мемуары. Количество имен и событий в данной книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных критиков на выступления Кшесинской.

Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы. Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания", мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и др.

Историография проблемы исследования прежде всего представлена искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф. Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.

кшесинская урок история культура

В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского "Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф. Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем, затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.

В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении исключительно российской провинций.

Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф. Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая Романовых", в которых на основе мемуарных источников с некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.

На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а лишь покровительству царя и великих князей.

Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.

Материал данной дипломной работы может быть использован как на уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении культурной обстановки изучаемого периода.

Структура дипломной работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип историзма, принцип объективности.

Была проведена апробация данной выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.

Глава I. Путь на сцену

"Но летит, улыбаясь мнимо,

Над Мариинскою сценой prima.

Мне ответь хоть теперь: неужели

Ты когда-то жила в самом деле

И топтала торцы площадей

Ослепительной ножкой своей?"

А. Ахматова "Поэма без героя"

Это интересно:

Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...

Закономерности целостного педагогического процесса
а) Понятие закономерностей целостного педагогического процесса. Характеристика закономерных взаимосвязей компонентов целостного педагогического процесса Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и проц ...

Изменение веса тела на протяжении физического развития школьников
Рис. 2. Величина веса тела и её производные. А – возрастные кривые веса. Б – интенсивность изменения веса. При оценке физического развития детей вес тела является одним из основных показателей, характеризующих динамику массы тела. В отличии от длины тела и окружности грудной клетки вес является вес ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru