Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Педагогика и воспитание » Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечает:«Особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности». Также известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно.

Таким образом, крайне важно правильно организовывать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача детского сада и родителей. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полноценное физическое воспитание.

Нужно отметить, что возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.

Сложной проблемой современной школы остается процесс адаптации ребенка на этапе начального обучения. С первого учебного дня первоклассник испытывает воздействие новых социальных, педагогических и психологических факторов, вызывающих адаптивные реакции, как организма, так и личности в целом. Ему необходимо адаптироваться к новой системе обучения к высоким умственным нагрузкам, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса и ко многому другому.

Таким образом, адаптацию ребенка к школе следует рассматривать как сложный многофакторный процесс, связанный с освоением личностью школьной среды, включением ее в систему поведения, в духовный мир, потребности, психологию и жизнедеятельность ученика. Происходящие изменения связаны с преодолением трудностей объективного и субъективного характера.

Многие проблемы, связанные с адаптацией ребенка к школе, могут быть устранены в процессе занятий физическими упражнениями. Необходимость связи задач физического воспитания с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания обосновывал П.Ф.Лесгафт. Однако, несмотря на традиционное декларирование принципа всестороннего развития личности в процессе физического воспитания, его реализации в реальной практике работы уделяется недостаточное внимание.

Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности.

Вместе с тем, многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств

Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность.

Нужно отметить, что необходимость приспособления к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за свои успехи в учебе, определяют целесообразность тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению. Сложность адаптации к школе усугубляется все возрастающим противоречием между постоянным ухудшением уровня здоровья и повышением требований в обучении. Вместе с тем, в физическом воспитании школьников проблема адаптации первоклассников еще не получила должного внимания и научного обоснования.

Выявленные противоречия позволяют констатировать особую актуальность педагогического исследования по теме: «Подготовка детей к обучению в школе, средствами физического воспитания».

Объект исследования: физическое воспитание детей старшей возрастной группы в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: процесс адаптации детей к школе в старшей возрастной группе методами физического воспитания.

В связи с этим можно так сформулировать цель исследования: выявить условия физической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Анализ специальной литературы, практики педагогической работы и данных комплексных обследований детей позволили выдвинуть гипотезу исследования. Процесс адаптации к школе детей старшей возрастной группы проходит более успешно при выполнении следующих условий:

использования физических упражнений, способствующих усвоению системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорному развитию, повышению уровня развития познавательных процессов, становлению речи;

приоритетного развития физических качеств, наиболее значимых для здоровья детей;

воспитания устойчивого активного интереса к занятиям физическими упражнениями;

оптимального сочетания практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:

Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме адаптации к школе средствами физического воспитания, изучить программы физического воспитания обучения детей в детском саду ;

Изучить и проанализировать теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста;

Изучить и охарактеризовать процесс обучения, воспитания и развития дошкольника в системе физического воспитания;

Рассмотреть особенности организации разных видов занятий по физической культуре в старшем дошкольном возрасте. Изучить рекомендации специалистов.

Дать характеристику модели оптимального двигательного режима

Экспериментально оценить эффективность методики физического воспитания и определить взаимосвязь при подготовке к школе.

Методологическую основу исследования составляли: теории адаптационного синдрома и адаптации Ф.З.Меерсона; идеи Я.А.Каменского и П.Ф.Лесгафта о связи физического и умственного воспитания; теория и методика физической культуры (Л.П.Матвеев и др.) и физического воспитания дошкольников (Д.В.Хухлаева.).

Решение поставленных задач достигалось путём использования комплекса методов исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в литературных источниках; педагогические контрольные испытания; педагогические наблюдения; опытно- экспериментальная работа; индивидуальное и групповое тестирование; математико-статистический анализ результатов исследования.

Этапы исследования: На первом этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая литература и методическая, анализировалась методика физического воспитания в дошкольном учреждении для детей подготовительной группы.

На втором этапе рассмотрено состояние исследуемой проблемы на практике и раскрыта сущность ее реализации.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

Исследование проводилось на базе детского учреждения №15 г. Снежинска.

Это интересно:

Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития антитезиса (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от тезиса (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противопол ...

Работа с документальным источником
Просмотру и изучению должны быть подвергнуты все виды источников, которые имеют отношение к исследуемой в диссертации научной проблемы. Прежде всего это документы, статистика, литература. Дальше –многое другое. Например, прекрасный источниковый материал находится в архивах и досье редакций журналов ...

Теоретические основы обучения глухих детей языку
Вторая половина ХХ века стала эпохой становления коммуникативной системы обучения глухих детей. На разработку её и внедрение были направлены крупные научные силы и поиски педагогов-энтузиастов. Основоположником этой системы был профессор С.А. Зыков. Объединив усилия нескольких групп учёных и педаго ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru